Кто создал первую версию html. История создания и развития языка HTML. Почему отменяются определенные фичи

Основой даже самых продвинутых Интернет - технологий в настоящий момент является уже давно используемый и все же самый дискутируемый язык HTML. Язык HTML предназначен для разметки и оформления документов в Интернете. Зарождение HTML следует отнести к далекому 1986 году, когда впервые усилиями Международной организации по стандартизации (ISO) был принят ISO-8879-стандарт, названный ими "Standard Generalized Markup Language" (SGML). Данный язык тогда описывался как язык для структурной (логической) разметки текста и не подразумевал наличия хоть сколько-нибудь малого описания внешнего вида документа. Так, задать описание кегля и размера шрифта в SGML считалось противоречащим стандартам того времени, т.к. не обеспечивало кросс - браузерности и кросс - платформенности представленного в таком виде документа. А ведь основной целью создания каких - либо стандартов было достижение именно этого.Однако нужно заметить, SGML не был готовой системой для разметки текста и не предполагал наличия того или иного списка структурных элементов языка, которые должны применяться в определенных обстоятельствах. Этот язык только подразумевал описание синтаксиса написания основных элементов разметки текста, которые в последующем были названы "тэгами". Для практической же разметки документов нужно было создать язык, который описывал бы в каких случаях и какой именно элемент языка необходимо применить и который давал перечень элементов языка, которые могут быть использованы для создания документа и которые должны читаться программами, работающими с этими документами. Язык SGML не получил сколько-нибудь значимого распространения, собственно как и его приложения. Впервые о данном языке вспомнили в глобальных масштабах 1991 году, когда Европейский институт физики частиц ощутил потребность в механизме передачи гипертекстовой информации через Интернет. Тогда они выбрали в качестве основы SGML, и на его базе был создан язык. Вряд ли сейчас кто-либо не знает его названия. HTML (Hyper Text Markup Language, "язык разметки гипертекста").

HTML версии 1.2 содержал около 40 тэгов и не подразумевал какого-либо описания физического представления документов. Все было приведено к логической и структурной разметке текста. Только несколько тэгов (кстати, не рекомендованных для использования) издали намекали на физические свойства представления страниц. В описании одного из этих тэгов было сказано: "При просмотре документа, созданного с использованием данного тэга текст может отображаться в графических браузерах полужирным курсивом".

В 1994 году был создан консорциум W3 (Ц3С), который унаследовал право главенствовать в мире Интернета от Европейского института физики частиц. Эта организация сразу же принялась за создание следующей спецификации HTML версии 2.0. но окончательный стандарт HTML 2.0 был принят только в 1995 году, когда уже полным ходом шло обсуждение и разработка HTML 3.0. Единственным существенным усовершенствованием HTML 2.0 было введение в язык форм - средств отправки информации от пользователя на сервер. Пожалуй, HTML версии 3.0 - самый большой прорыв в HTML-технологиях. Первоначальный вариант стандарта включал в себя много интересных нововведений - теги для создания таблиц, разметки математических формул, вставки обтекаемых текстом рисунков, примечаний и др. Но уже тогда в 1995 году появилась потребность в визуальном оформлении гипертекстовых страниц. Не нарушая основ HTML W3C решили создать отдельную систему для возможности описания визуального оформления HTML-документов. Так появились иерархические стилевые спецификации (Cascading Style Sheets, CSS), имеющие совершенно другую структуру, синтаксис и задачи. О нем будет сказано в следующей статье более подробно.

Вскоре (1995 год) появился первый коммерческий браузер Netscape Navigator, который привел к самому быстрому в истории человечества развитию корпорации Netscape Communications. Дабы привлечь еще и еще клиентов, которых было и так хоть отбавляй, корпорации начала вводить в HTML все новые и новые усовершенствования, которые не были отражены в стандартах W3C и поддерживались только Netscape Navigator. Вводимые все снова и снова тэги были ориентированы на улучшение внешнего вида документов и полностью нарушали изначальные принципы языка.

В 1996 году Microsoft перестал быть пассивным наблюдателем на рынке браузеров, в результате чего появился сначала Microsoft Internet Explorer 2.0, который, нужно сказать, не имел большой популярности. Позднее была создана 3-я версия этого браузера, что поделило рынок браузеров пополам между Navigator Communications и Microsoft. Microsoft взял под свою опеку W3C. В сжатые сроки был создан стандарт HTML версии 3.2, который был полностью ориентирован на Microsoft Internet Explorer.

HTML 3.2 до недавнего времени оставался единственным стандартом этого развивающегося языка WEB-строительства. Эта версия HTML навела относительный порядок в плане поддержки элементов разметки всеми браузерами.

В последние годы (2004 год) была принята последняя на настоящий момент версия HTML - HTML 4.01. Она также обеспечивает достаточно высокую кросс - браузерность и кросс - платформенность.

Нужно сказать, что в последние годы ясной становится еще одна проблема, связанная с HTML. Она заключается не столько в создании кросс - браузерности, сколько в другом. Язык HTML создавался для логической разметки гипертекста и не подразумевал какого-либо оформления документа. В нынешних условиях развития коммерческого Интернет, высокоскоростных выделенных линий и постоянного прогресса WEB-технологий необходимы новые решения, которые кроме логической разметки позволят вмешиваться в оформление документа, создавать яркие и запоминающиеся страницы в Интернет, что в корне противоречит принципам HTML. В этих условиях как никогда актуальным становится CSS, на который в настоящее время все больше и больше обращают свои взоры WEB-строители.

Видимо история HTML, полная борьбы и противоречий, по-видимому, близится к завершению. Точнее, близится к завершению история его развития, так как применяться в более или менее неизменном (и, по-видимому, близком к современному) виде он будет еще долго. В мире накоплено огромное количество ресурсов, жестко привязанных к этому языку, - а, кроме того, при всех его недостатках он сносно справляется с важнейшими из своих обязанностей. Основными же точками роста сейчас становятся другие Internet-технологии, к HTML имеющие довольно опосредованное отношение: Java, ActiveX, VRML, а в последнее время - разномастные push-технологии, которые позволят поставщикам "проталкивать" свою информацию на компьютеры пользователей на манер теле- или радиовещания.

В заключение нужно сказать, что спецификации всех версий HTML, как и CSS, любой пользователь может найти на сайте www.w3c.org.

  • Перевод

HTML - язык, объединяющий всемирную сеть. Всего лишь посредством набора простых тегов, человечеству удалось создать несравнимую ни с чем по своим масштабам систему связанных между собой страниц и веб-узлов: от Amazon, eBay и Википедии, до личных блогов и сайтов, посвященных котам, похожим на Гитлера.

HTML5 - свежайшая версия этого языка. Но несмотря на то, что она собирается принести с собой значительные изменения и новые возможности, нельзя сказать, что подобное происходит впервые и до этого язык никак не развивался. Развивался и постоянно улучшался, причем с самого своего появления.

Как и всемирная сеть вообще, HTML - язык разметки гипертекста (HyperText Mark-up Language) - является детищем сэра Тима Берненс-Ли (Sir Tim Berners-Lee). В 1991 году он написал работу, озаглавленную «HTML Tags», в которой описал чуть меньше двух дюжин тегов, предложенных им для разметки веб-страниц.

Идея использовать для этого кодовые слова внутри треугольных скобок, впрочем, не принадлежит сэру Тиму. Такая система на тот момент уже существовала и использовалась в SGML (Standard Generalised Markup Language, стандартный обобщённый язык разметки), и вместо того, чтобы изобретать что-то с нуля, сэр Тим посчитал более рациональным взять за основу уже существующие решения. Аналогичный подход применялся и вообще на всем пути к HTML5 в процессах разработки.

От IEFT к W3C: дорога к HTML 4 Версии HTML 1 никогда не существовало. Первой официальной спецификацией был сразу HTML 2.0, и издала его организация IETF (Internet Engineering Task Force, Специальная комиссия интернет-разработок). Многие из возможностей языка, описанных в этой спецификации, были основаны на уже используемых сторонних разработках. Например, тег для вставки картинок на страницы был реализован в лидирующем на тот момент (мы говорим о 1994 году) браузере Mosaic, и потом просто перекочевал в стандарт для HTML 2.0.

Эстафету IEFT позже подхватил W3C (World Wide Web Consortium, Консорциум Всемирной Паутины), который и занимался всеми последующими версиями HTML. Во второй половине девяностых велась активная работа над пересмотром и изменением спецификаций, которые в конце концов (точнее, в 1999 году) дали жизнь HTML 4.01.

После этого в истории HTML наступил первый ключевой поворот.

XHTML 1: HTML в виде XML Новая версия языка разметки после HTML 4.01 была названа XHTML 1.0. «Икс» в названии означал eXtreme, и веб-разработчики были обязаны скрещивать перед собой руки каждый раз, когда произносили это слово.

Нет, конечно нет. На самом деле «икс» означал eXtensible («расширяемый»), а скрещивание рук было по желанию.

Сама по себе спецификация для XHTML 1.0 ничем не отличалась от HTML 4.01. Не добавилось никаких новых тегов или параметров - разница была лишь в правилах синтаксиса. Если в HTML разработчикам была дана полная свобода относительно стиля написания кода, в XHTML требовалось соблюдать правила языка XML, - куда более жесткого и нетерпимого к вольностям, - на котором основывалось большинство разрабатываемых Консорциумом технологий.

Жесткие правила, впрочем, пришлись как раз кстати. Они побуждали кодеров придерживаться единого стиля, например - писать все теги и параметры исключительно в нижнем регистре, тогда как в HTML можно было делать как придется.

Выход XHTML 1.0 совпал с возросшим уровнем поддержки современными браузерами таблиц стилей - CSS, - и строгий синтаксис XHTML укрепился в сообществе разработчиков с репутацией лучшего способа написания кода разметки.

Потом был XHTML 1.1.

Если версия 1.0 была просто HTML, сделанным под XML, то XHTML 1.1 - это уже настоящий, чистый XML. В том смысле, что к нему уже нельзя было применить mime-type text/html и нужно было обозначить документ как отформатированный в XML. Однако в том случае его никак не смог бы отобразить самый популярный на тот момент браузер - Internet Explorer, - так что применять на практике этот язык было явно не вариантом.

Создавалось впечатление, что W3C в свои разработках начинает терять связь с реальностью, по которой жила всемирная сеть.

XHTML 2: нет, это уже ни в какие ворота не лезет Если бы герой Дастина Хоффмана из фильма «Выпускник» был веб-дизайнером, W3C сказал был ему только одно слово: XML.

Консорциум был уверен, что HTML изжил себя после четвертой версии, и начал работу над XHTML 2, задачей которого было привести сеть к светлому XML-ному будущему. И несмотря на то, что название осталось прежним, новая версия не имела абсолютно ничего общего с XHTML 1. Более того, она не собиралась быть обратно-совместимой со своими предшественниками и старыми версиями HTML (а значит - всем существующим содержимым сети). Вместо этого она должна была представить новый чистый язык, не отягощенный никакими пережитками прошлых спецификаций.

Иными словами, это был бред.

Раскол: W(HATWG) TF? В среде Консорциума назрело восстание. Было очевидно, что он собирается вести разработку стандартов, - пусть новых, чистых и прекрасных, - но совершенно не отвечающих нуждам современного сообщества веб-дизайнеров и разработчиков. Opera, Apple и Mozilla были явно от этого не в восторге, так как ожидали совершенно другого - больше упора на форматы, позволяющие расширить возможности для создания веб-приложений.

Начало переменам было положено в 2004 году на одном из собраний. Ян Хиксон (Ian Hickson), который на тот момент был сотрудником Opera Software, выдвинул предложение заняться развитием HTML до уровня, позволяющего использовать этот язык для веб-приложений. Предложение было отклонено.

Разочарованные бунтари вынуждены были отколоться от Консорциума и организовать собственную группу: Web Hypertext Application Technology Working Group, сокращенно WHATWG.

От Web Apps 1.0 к HTML5 Принцип работы WHATWG несколько отличался от того, что был в W3C. В W3C вопросы поднимаются, обсуждается, и конечное решение выносится всеобщим голосованием. В WHATWG вопросы так же поднимаются, обсуждается, но окончательные решения относительно того, что включается в спецификацию, а что нет, остаются за главным редактором - Яном Хиксоном.

С виду может показаться, что система в W3C более демократична и честна, но практика показывает, что бесконечные споры и внутренние перебранки жутко тормозят процесс развития. В WHATWG, где каждый может внести свой вклад, но последнее слово остается за Главным, дела движутся куда быстрее. Главред, впрочем, и не обладает абсолютной властью - избранная группа руководящих лиц может оспорить его решение в том маловероятном случае, если оно того требует.

Первоначально, WHATWG было занято двумя спецификациями - Web Forms 2.0 и Web Apps 1.0, - обе из которых должны были стать расширениями для HTML. Но со временем они были объединены в одну общую, названную просто HTML5.

Воссоединение В то время как в WHATWG работали над HTML5, W3C продолжал канителиться со своим XHTML 2. Нельзя сказать, что вся эта затея скатывалось в говно. Она в него медленно-медленно погружалась.

В октябре 2006-го сэр Тим Бернерс-Ли признал в своем блоге, то идея перевести сеть с HTML на XML была глупой. Спустя несколько месяцев W3C выдал новую установку для HTML Working Group: было разумно решено, что будущие версии HTML следует основать на наработках WHATWG, вместо того, чтобы делать что-то с нуля.

Все эти развороты и смены курса привели к несколько запутанной ситуации. Какое-то время W3C одновременно работал над двумя совершенно несовместимыми языками разметки - XTHML 2 и HTML 5 (обратите внимание, с пробелом), - в то время как WHATWG, отдельная организация, занималась спецификацией HTML5 (без пробела), которая должна была стать основой для другой спецификации в W3C. Хрен срастишь тут, что к чему. Проще было заняться разгадкой последовательности событий в «Мементо» и работах Дэвида Линча.

XHTML мертв, да здравствует синтаксис XHTML Ситуация начала проясняться в 2009-ом, когда W3C объявил, что обновлений по XHTML 2 больше поступать не будет. По сути, они просто официально признали, что формат был мертв с самого рождения.

Однако, странным образом, вместо того, чтобы обойтись без лишнего внимания, смерть XHTML 2 породила какие-то злорадные бурления. Противники XML превратили новость в призыв отказаться от XHTML 1, хотя с XHTML 2 тот, как мы знаем, не имел ничего общего. В свою очередь сторонники XHTML 1, адепты строгого синтаксиса, были обеспокоены тем, что HTML5 вновь узаконит небрежную верстку.

Последнее, впрочем, не должно казаться серьезной проблемой - как мы рассмотрим далее, степень сторогости синтаксиса HTML5 каждый вправе выбрать для себя самостоятельно.

Развитие HTML5 Текущее состояние HTML5 не настолько туманное как раньше, но и все еще не слишком прозрачное.

Две организации сейчас работают над этим форматом. В WHATWG разрабатывают спецификацию, основываясь на принципе «сначала запустить, потом проверять». W3C HTML Working Group в свою очередь берет эту спецификацию и пропускает ее через процесс «сначала проверить, потом запустить». Как видно, такое сотрудничество вряд ли можно назвать крепким и эффективным. Но по крайней мере, вроде как разрешился вопрос «ставить или не ставить пробел» в названии стандарта (ставить его не надо, если что, - HTML5).

Что сейчас больше всего волнует веб-дизайнеров, которые уже опробывали некоторые из возможностей нового языка, это вопрос «Когда это будет готово?» В одном из интервью Ян Хиксон упомянул 2022-ой год как дату, когда HTML5 получит статус «proposed recommendation». Это вызвало волну возмущения среди дизайнеров, так как они понятия не имели, что значит «proposed recommendation», но точно знали, что им явно не хватает пальцев посчитать, сколько лет надо еще ждать до 2022-го.

Если разобраться, возмущения необоснованы. В данном случае «proposed recommendation» означает, что к этому времени в браузерах должна быть полная поддержка всех возможностей языка. В этом случае ориентироваться на 2022 даже слишком смело; мы все знаем, что многие браузеры с трудом подхватывали в свое время даже существующие стандарты. Взять хотя бы Internet Explorer, которому понадобилось больше десяти лет, чтобы начать элементарно поддерживать тег .

Дата, на которую действительно надо ориентироваться, это 2012 год, когда HTML5 будет присвоен статус «candidate recommendation», означающий, что спецификация окончательно сформулирована и как таковой стандарт готов.

Но, ясное дело, это не будет означать, что все из него будет сразу доступно к применению - нужно будет следить за тем, как браузеры постепенно добавляют поддержку тех или иных фич и начинать их использовать по мере появления. Точно так же было с CSS 2.1, на самом деле: мы начали применять возможности этого стандарта по мере того, как браузеры включали его поддержку по частям. Если бы мы предпочли ждать, когда они реализуют его целиком, мы бы ждали до сих пор.

Иными словами, не будет такого момента, когда можно будет сказать «Бах, время HTML5 пришло!». Но начинать работать с ними можно уже сейчас. Благо, язык этот получил рождение не через революцию, а в процессе эволюции, и основывается на том, что было создано до него. Таким образом, можно сказать, что если вы пользуетесь любыми предыдущими версиями HTML, вы уже пользуетесь HTML5.

Всем приветик. За окном у нас уже 2013 год, поэтому такие слова как интернет, e-mail, web-сайт и другие, не вызывают у нас удивления. Сейчас достаточно много людей ведут свои блоги на платных и бесплатных ресурсах и используют технологию html, но мало кто знает, как эта технология неразрывно связана с развитием Интернета и имеет свою историю.

Кратко о гипертекстовой разметке — HTML

История развития Интернета и появление HTML

С появление компьютеров появилась идея передачи информации между ними. На исследование этой проблемы ушло достаточно много времени, но решение было найдено. Для передачи информации между компьютерами стали использоваться кабели и различные носители. Были написаны программы, позволяющие передавать и получать данные, и практически сразу возникла вторая проблема – проблема совместимости: как заставить два и более компьютеров работать, соединенные кабелем, работать в локальной сети.

Официальным днем рождения Интернета считается 2 января 1969 года, когда Управление перспективных исследований (Advansed Research Project Agency, ARPA) Министерства обороны США начало работу над проектом связи оборонных компьютеров.

Одним из первых достижений Интернета в 1970-е стало его международное применение, что привело к созданию электронной почты (Electronic mail), ныне именуемой просто e-mail. Так же в этот период времени, что бы отслеживать новости по всему миру были созданы новостные группы (Usernet).

Востребованность Интернета привела к разработке и созданию в 1980-е сети Bitnet, которая тоже входила в группу Интернет, но не имела никакого отношения ни к исследовательским, ни к военным проектам. Авторами этой сети считаются специалисты Нью-йоркского университета (City University of New York).

В 1984 году была внедрена система DNS (Domain Name System), так называемая система доменных имен, которая позволяла установить связь между цифровыми и символьными именами доменов. До использования системы DNS, все адреса сайтов имели вид IP-адресов, что существенно осложняло их запоминание и восприятие.

В 1986 году был принят первый стандарт ISO-8879 Международной организацией стандартизации (International Organization for Standardizations, ISO), под названием SGML (Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщенный язык разметки). SGML - обогащенный метаязык, позволяющий строить системы логической и структурной разметки текстов любых разновидностей.

Структурная разметка - форматирование текста, в которой управляющие коды не несут никакой информации о внешнем виде документа, а лишь указывают границы и соподчинение его составных частей, то есть задают его логическую структуру. SGML-документ требует определения типа документа (Document Type Definition, DTD). DTD посылается вместе с SGML-документом или включается в SGML-документ для того, чтобы можно было распознать теги, созданные пользователем. Язык SGML не получил распространения, однако его идеология повлияла на многие компьютерные разработки.

В 1989 году выпускник Оксфордского университета, бакалавр в области физики, сотрудник Европейского центра ядерных исследований (CERN) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал язык HTML (HyperText Markup Language - язык разметки гипертекста), ставший основным языком создания веб-документов и прототипом Всемирной паутины (World Wide Web, WWW). Тим Бернс-Ли - автор идеологии гиперссылок. По сути, язык HTML - это набор SGML-предписаний, сформулированный в виде DTD. В случае языка HTML определение типа документа хранится в браузере, и это определение намного проще, чем DTD языка SGML.

Однако нельзя сказать, что именно Тим Бернерс-Ли один все и придумал. К открытию подошло все человечество, накопив достаточные знания. Так, еще в середине XX столетия Ванневар Буш (Vannevar Bush) объявил миру новое слово - «гипертекст», а Тед Нельсон (Ted Nelson) предложил создать «документарную вселенную», связав все тексты, произведенные человечеством на свет, перекрестными ссылками, но в начале шестидесятых годов двадцатого столетия у академической публики это воззвание не вызвало ничего, кроме снисходительной улыбки.

Осенью 1990 года сотрудники CERN получили в пользование первый веб-сервер и веб-браузер, созданные Тимом Бернерсом-Ли в среде NeXTStep.

Для работы с текстами был разработан специальный протокол передачи гипертекста (HyperText Transfer Protocol, HTTP). Эта технология дала огромный толчок развитию Сети, и Интернет стал действительно интернациональной сетью.

Если бы я знал тогда, сколько людей будут указывать URL,
то не стал бы использовать в синтаксисе два слэша.
Тим Бернерс-Ли

Летом 1991 года проект WWW, покоривший научный мир Европы, пересек океан и влился в американский проект Internet. Появился ряд новых аббревиатур: URL, HTTP, HTML. Вспыхнувшее было соперничество между Европой и Америкой за новую информационную технологию сошло «на нет» с переездом Тима Бернерса-Ли в США. В 1994-м он сначала возглавил кафедру в Массачусетском технологическом институте, а затем - международный консорциум W3C (World Wide Web Consortium), играющий роль центра стандартизации Всемирной Паутины.


Интернет представляет собой объединение множества локальных компьютерных сетей. Хотя говорят, что у Интернет нет хозяина и он не принадлежит никому, в нем, как показано на схеме, наблюдается четкая иерархическая структура: магистрали, провайдеры, пользователи. На схеме использованы следующие обозначения.

  • P - точка присутствия (Point of Presence, POP). Точками присутствия называют места подключения к магистрали сети поставщика услуг Интернета (Internet Service Provider, ISP), или провайдера, обслуживающего локальных пользователей
  • N - точка доступа (Network Access Points, NAP). Точками доступа, или центрами обмена (Internet eXсhange, IX), называют места объединения сетей нескольких провайдеров
  • DNS - сервер доменной системы имен (Domain Name System, DNS). DNS-серверы служат для трансляции доменных имен в IP-адреса
  • F - файловый (file) сервер
  • W - веб-сервер (web-server)
  • D - домен (domain)

Многие компании стали выпускать собственные браузеры и к ним собственные расширения языка HTML, например в 1993 году был разработан первый графический браузер Mosaic. После этого появилось еще более ста различных браузеров. Самыми популярными стали Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer.

Консорциум W3C разработал стандарты, необходимые для дальнейшего развития World Wide Web. В 1996 году Консорциум W3C объявил о сотрудничестве с лидерами рынка в целях стандартизации программного обеспечения.

Развитие технологии HTML

Появившийся в 1991 году язык HTML постоянно дорабатывался и дополнялся. Из всех этих видоизменений выделяют следующие версии:

  • HTML 1.0 . Первая версия языка
  • HTML 2.0 . Эта версия (RFC 1866) была разработана в 1994 г. Рабочая группа по HTML в составе IETF (Internet Engineering Task Force) ввела соответствующие изменения, и набор базовых элементов. HTML 2.0 приобрел статус стандарта
  • HTML 3.0 начале 1996 г. Появилось много нововведений, включая теги для создания таблиц, для разметки математических формул, для вставки обтекаемых текстом рисунков, для вставки примечаний и т. д. Не нарушая основные концепции разметки гипертекста, авторы версии 3.0 ввели новое средство - каскадные листы стилей (Cascading Style Sheets, CSS)
  • HTML 3.2 . Эта версия языка была реализована в 1996 г. В ней были предусмотрены дополнительные элементы, предназначенные для создания апплетов, задания регистра символов и т. д. Версия HTML 3.2 стала компромиссным решением - попыткой примирить Microsoft и Netscape и объединить их оригинальные решения
  • HTML 4.0 . Эта версия языка была реализована в 1997 г. Вторая скорректированная реализация вышла в 1998 г. В HTML 4.0 была введена поддержка мультимедиа, языков сценариев, а также средств воспроизведения документов для пользователей с физическими ограничениями. В этой версии консорциум W3C указал, что почти все атрибуты, определяющие вид HTML-документа (цвет, выравнивание, шрифты, графика и т. д.), являются нежелательными, взамен рекомендуется использовать листы стилей и классы. Однако большинство разработчиков веб-страниц по-прежнему используют подобные теги
  • HTML 4.01 . Эта версия вышла в 1999 г. В ней были исправлены недочёты, замеченные в предыдущей версии
  • HTML 5 . Разработка этой версии началась в рабочей группе W3C в 2007 г. и 22 января 2008 г. появились в новой спецификации. Спецификация и сейчас находится в разработке и может находиться в этой стадии еще несколько лет. Однако в Интернет уже активно создают сайты с применением этой спецификации
Другие языки програмирования, созданные для поддержки Html

В поддержку языка HTML была создана целая серия языков программирования, таких как Java, javascript, Perl, PHP и т. д. С помощью этих языков стало возможным создание динамических веб-страниц, включающих формы, таблицы, фреймы и другие элементы.

В феврале 1998 г . был предложен язык XML (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки). Этот язык похож на HTML тем, что для описания различных разделов документа в нем используются теги. Однако в отличие от HTML язык XML позволяет разработчикам определять собственные теги и ставить им в соответствие собственные способы воспроизведения информации. XML-дескрипторы чувствительны к регистру символов. Последняя версия Internet Explorer поддерживает XML. Что касается Netscape Navigator, то Mozilla (рабочая группа в составе Netscape) лишь экспериментирует со средствами поддержки XML.

Язык XHTML (Extensible HyperText Markup Language - расширяемый язык разметки гипертекста) - это сочетание HTML и XML. Консорциум W3C, объединяющий представителей более 500 организаций из разных стран, рекомендует использовать XHTML вместо HTML, однако на сегодняшний день большинство разработчиков остаются верными HTML.

Язык Dynamic HTML (динамический язык HTML) - это попытка объединить объектную модель документа (Document Object Model, DOM), язык javascript и каскадные листы стилей (CSS). Dynamic HTML позволяет создавать интерактивные веб-страницы с расширенной поддержкой мультимедиа. Многие средства Dynamic HTML описаны в спецификации HTML 4.01.

Язык Java произошел от языка программирования Oak, ориентированного на работу в Интернете. Синтаксис языка Java близок к синтаксису языка C++. Программы на языке Java можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся Java-приложения, предназначенные для автономной работы под управлением специальной интерпретирующей машины Java. Реализации этой машины созданы для всех основных компьютерных платформ. Вторая группа - это так называемые апплеты.

Апплет - это небольшая программа, написанная на языке Java и включенная в состав HTML-файла. Среду для выполнения Java-апплетов обеспечивает другая программа, например, веб-браузер. В отличие от приложений апплеты не могут непосредственно выполняться в операционной системе. Код апплета интерпретируется браузером или сервером. В зависимости от того, какая из программ выступает в роли интерпретатора, апплеты могут выполняться на стороне клиента либо на стороне сервера. Java - это компилируемый язык.

javascript - это язык сценариев, с помощью которого можно расширять возможности HTML-страниц. Этот язык разрабатывался корпорацией Netscape Communications для использования в веб-браузере Netscape Navigator (javascript для клиента) и веб-серверных продуктах (javascript для сервера), созданных этой корпорацией. Многие элементы этого языка, предназначенные для поддержки дополнительных функциональных возможностей статических веб-страниц, разработала фирма Sun Microsystem.

В отличие от Java-апплетов, загружаемых отдельно от HTML-документа, в котором они используются, программы, написанные на языке javascript, встраиваются непосредственно в HTML-документы с помощью парного тега .

Некоторые начинающие пользователи считают, что javascript является версией языка Java. Однако это курьезное заблуждение, между javascript и Java нет ничего общего. Java - это язык программирования, а javascript - интерпретируемый язык, предназначенный для написания сценариев.

VBScript - язык, который был разработан Microsoft как подмножество языка Visual Basic. VBScript создавался для работы с Internet Explorer и Microsoft Internet Information Server.

ColdFusion - это набор инструментальных средств разработки веб-приложений. Достоинством этого пакета является наличие удобных средств для работы с базами данных.

PHP - это язык сценариев, обрабатываемый сервером. Подобно ColdFusion, PHP-код непосредственно включается в состав HTML-документа. Первоначальным названием PHP

являлось Personal Home Page Tools (Персональная домашняя страница). Позднее эта технология, допускающая размещение на сервере выполняющихся скриптов веб-страниц, работающая, главным образом, на платформах Unix, Linux и Solaris, стала расшифровываться по-другому: PHP (PHP Hypertext Preprocessor).

В PHP реализованы лучшие решения многих языков, таких как C и Perl; кроме того, PHP предоставляет разработчику мощные средства для работы с базами данных.

Слово Perl является аббревиатурой выражения Practical Extraction and Report Language. Подобно Perl, PHP - свободно распространяемая открытая система, и сообщество разработчиков имеет возможность ее модернизировать.

Новой технологией для создания лучшего, удобного и более интерактивного веб-приложения, а не новым языком программирования является AJAX. AJAX - это акроним Asynchronous javascript And XML. AJAX использует javascript, чтобы посылать и получать данные между веб-браузером и веб-сервером.

Приложения AJAX являются браузерами и платформно-независимы (кросс-платформенная и кросс-браузерная технология). Вместе с AJAX, интернет-приложения можно сделать богаче (меньше, быстрее и легче для использования).

К известным средствам разработки можно отнести также CGI (Common Gateway Interface), ASP, JSP (Java Server Pager), SSI (Server Side Includes), VRML (Virtual Reality Markup Language) и другие.

Apache - это открытый веб-сервер, наиболее часто используемый для платформ Unix, Linux и Solaris.

ASP (Active Server Pages) - технология, используемая для написания мощных клиент-серверных интернет-приложений, позволяющая создание динамических страниц HTML.

Какие программы лучше использовать для создания веб-страниц? Об этом вы можете прочитать здесь: Программы для вёрстки веб-страниц. Для редактирования изображений могут применяться программы Adobe Photoshop, Adobe Fireworks, Corel Photo-Paint, Adobe Illustrator, CorelDRAW, Adobe LiveMotion, Macromedia Flash. Для работы с аудио- и видеоданными - программы Adobe Premier, Apple Final Cut Pro, Apple Quick Time, RealProducer, Windows Media.

Существует множество простых и сложных программ для написания HTML-страниц. В своей основе все они делятся на две категории: программы, автоматизирующие вставку тегов, и обыкновенные стандартные текстовые редакторы и процессоры, созданные для любых платформ. Хотя во многих программах веб-страницы создаются автоматически, следует обязательно учить язык HTML, чтобы понимать, как строится веб-страница.

Большая часть современных интернет технологий основана на давно используемом, самом дискутируемом языке HTML. Он был разработан для выполнения разметки и оформления документов, размещаемых на веб-страницах. Свои первые черты язык начал обретать в 1986 году. Толчком стало принятие Международной организацией по стандартизации (ISO) ISO-8879-стандарта - Standard Generalized Markup Language или, в сокращенном варианте - SGML. К нему прилагалось описание, в котором говорилось о том, что SGML предназначен для структурной разметки текста. Примечательно, что описания внешнего вида документа не предполагалось.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что SGML не являлся системой для разметки текста и не располагал какого-либо списка структурных элементов языка, используемых в определенных условиях. Язык подразумевал описание синтаксиса написания главных элементов разметки. Спустя некоторое время они получили, хорошо известное сегодня название - «теги».

Вполне очевидной была потребность в создании языка, который:

  • Описывал какой элемент в каких случаях разумно применить
  • Содержал перечень элементов, с помощью которых можно создать документ, читаемый разными программами

Несмотря на то, что язык SGML, как и его схожие приложения, не получил особого развития, он и не был окончательно забыт. В 1991 году Европейский институт физики частиц объявил о необходимости разработки механизма, позволяющего передавать гипертекстовую информацию через Глобальную сеть. Именно SGML лег в основу будущего языка - Hyper Text Markup Language (HTML).

Этапы становления.

Около сорока тегов содержал HTML версии 1.2. Описания физического представления документов также не имелось. Как и его прародитель - SGML, он был преимущественно ориентирован на логическую и структурную разметку текста. Впрочем, некий намек на то, как будет физически представлена страница, ряд тегов все же делал.

Разработкой HTML версии 2.0 занялся консорциум W3С. Первый результат удалось получить, спустя год насыщенной работы - в 1995 году. Практически параллельно обсуждались возможности версии 3.0. Если вторую версию нельзя назвать существенно отличающейся от первой, то третья стала безусловным прорывом.

HTML 3.0 включал интересные новинки:

  • Разметку математических формул
  • Теги для создания страниц
  • Вставку рисунков, обтекаемых текстом
  • Примечаний и т.д.

Однако, этого было недостаточно, потребность в визуальном оформлении гипертекстовых страниц становилась все более актуальной. Тогда, W3С приступили к созданию самостоятельной системы, при этом не противоречащей основам HTML, но позволяющей описывать визуальное оформление документов. Результатом стало появление CSS - Cascading Style Sheets, иерархические стилевые спецификации, наделенные уникальным синтаксисом, структурой, задачами.

Но, не будем забегать вперед, и вернемся к HTML. Существенное расширение тегов произошло с подачи Netscape Communications - корпорации, запустившей первый коммерческий браузер - Netscape Navigator. Нововведения преследовали лишь одну цель - улучшить внешний вид документа, но при этом они совершенно противоречили исконным принципам языка.

HTML версии 3.2 создали в кратчайшие сроки. Он был ориентирован на Microsoft Internet Explorer. До недавнего времени эта версия HTML была единственным стандартом языка при . Тем не менее, направление развивается очень активно, с помощью HTML удалось придать некую упорядоченность элементам разметки всех браузеров, но возможностей языка становилось недостаточно.

В 2004 году приняли новую версию HTML - 4.01. Он обеспечивает отличные показатели кросс - браузерности и кросс - платформенности.

Почему же сегодня все чаще используется CSS? Потому что HTML, не смотря на свои существенно расширившиеся с момента создания возможности, остается языком логической разметки гипертекста, т.е. не связан с оформлением документа. Современные стандарты интернета подразумевают создание ярких и запоминающихся страниц, поэтому веб-мастера все чаще используют CSS. Можно ли ставить точку в истории HTML? Ответ на этот вопрос будет, скорее положительным, но полностью язык не исчезнет, т.к. он лежит в основе многих других систем.