Что относится к интернет ресурсам. Что такое интернет-ресурс. Основные применяемые термины Всемирной паутины

Ресурсами Internet являются host - машины, машины - клиенты, программы (например, сервер WWW, сервер FTP, и др.), информационные ресурсы (файлы на серверах, host - машинах и машинах - клиентах).

Все ресурсы в Internet имеют свой адрес. Полный адрес (идентификатор) состоит из двух частей: IP-адреса машины (или хост-машины, или глобальной сети), и URL для идентификации ресурсов на данной машине (иногда считается, что URL включает в себя IP - адрес). IP - адрес имеет доменную структуру и может быть представлен в символьном или цифровом виде.

Хост - машина является доменом, т.е. административной единицей, обладающей правом предоставления адресов подчиненным объектам, которые образуют “дерево” хоста.

Синтаксис IP-адреса определяет, что полное имя компьютера включает в качестве крайнего правого элемента имя домена первого уровня. Подчиненные домены перечисляются левее домена первого уровня и отделяются друг от друга точкой.

Например, mesi.ru/ - это полное имя хост - компьютера Московского Государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), зарегистрированное в домене первого уровня “ru” (от RUssia).

Все ЭВМ, подключенные к этому хосту, объединяются в группу, имеющую такое же значение первых двух уровней адреса. Если университет имеет в своем составе институт информационного менеджмента (im), то host-компьютер, стоящий в этом подразделении, образует свой домен (более низкого уровня). Полный IP-адрес этого нового домена будет:

Если одному из host-компьютеров в институте информационного менеджмента присвоено имя “cafedra_vms”, то полный IP-адрес этой ЭВМ будет:

cafedra_vms.im.mesi.ru/

Доменная система адресации гарантирует, что во всем Internet нет двух ЭВМ с одинаковыми адресами.

В имени может быть любое число доменов. Но чаще всего используются имена с количеством доменов не более трех - пяти.

Каждая группа, имеющая домен, может создавать и изменять адреса, находящиеся под ее контролем. Например, если в институте с адресом im.mesi.ru будет создано новое подразделение - лаборатория аналитических исследований, то для именования его host-компьютера институт не должен спрашивать ни у кого разрешения. Достаточно добавить новое имя (например, analysts), в результате чего любой пользователь Internet сможет обращаться к этой ЭВМ по адресу:

analysts.im.mesi.ru/

Для подчиненных доменов (т. е. доменов нижних уровней) можно использовать любые неповторяющиеся имена. Но для названия доменов самого верхнего уровня существует стандарт (соглашение): таким именем могут быть две буквы, определяющие страну, в которой расположен адресуемый узел (всего таких имен 244): ru - Россия; su - Советский Союз; de - Германия; fr - Франция; uk - Великобритания; ua - Украина; kg - Киргизия; и т. д.

или три буквы, обозначающие род деятельности: com - коммерческие организации; net - сетевые организации; edu - учебные и научные заведения; gov - правительственные учереждения; mil - военные организации; org - прочие организации.

Домен второго уровня - это уникальное для Интернет имя хост-компьютера, которое не должно повторяться в домене первого уровня (за этим и следит РосНИИРОС).

Домен третьего уровня может так же означать уникальное для домена второго уровня имя хост-компьютера, но может являться и виртуальным объектом - именем Web - сайта, расположенном на хост-компьютере, зарегистрированном в домене второго уровня.

В настоящее время производится регистрация доменов второго уровня на русском языке, на языках стран СНГ и балтии. Планируется применение в доменных адресах иероглифов.

Цифровые IP - адреса состоят из четырех целых чисел, каждое из которых не превышает 256. Числа отделяются друг от друга точками: например, 194.84.93.10 или 200.5.78.175. В цифровом виде IP-адрес имеет длину 32 бита.

Преобразование имен в цифровые адреса производится автоматически с помощью Internet - службы DNS (Domain Name System). Серверы DNS хранят информацию о соответствии символьных и цифровых имен.

Пользователи работают с цифровыми адресами довольно редко: при подключении к Internet указывается цифровой адрес DNS - сервера; при работе с Intranet цифровой адрес используется для указания своего сервера WWW.

Доменная система адресации (IP-адресация) используется для адресации подключенных к Internet электронных вычислительных машин. Но на этих ЭВМ имеется большое количество разнообразных ресурсов (базы данных, файловые библиотеки, Web - сайты, почтовые ящики,...), адресация которых выполняется с помощью URL (Universal Resource Lokator) - Универсального Локатора Ресурсов. URL - это адрес любого ресурса Internet, включающий в себя и IP - адрес ЭВМ, на которой этот ресурс расположен, с указанием того, по какому протоколу к этому ресурсу надо обращаться. Пример URL - адреса:

Здесь http - название протокола (WWW); ie - имя каталога;

Здесь номер порта отделен от IP - адреса двоеточием.

Обычно порты указывать нет необходимости - они используются по умолчанию.

Типы протоколов современные программы так же опознают самостоятельно. Поэтому вместоhttp://www.kat.ru/users можно использоватьwww.kat.ru/users . Вот если к этому каталогу надо обратиться по другому протоколу, то его необходимо указывать явно.

Адреса электронной почты состоят из двух частей, разделяемых символом @. Справа от этого символа располагается IP - адрес ЭВМ, на которой находится почтовое отделение абонента. Слева от него расположено имя абонента. Например:

Навигация в Internet (т.е.переход от одного ресурса к другому) часто может производиться без набора длинных URL - адресов, по так называемым “гиперссылкам”. Гиперссылки бывают текстовые и графические. Каждая гиперссылка состоит из двух частей: указателя (Anchor) и адресной части (URL reference). При использовании текстовых гиперссылок пользователь видит указатель - специально выделенное слово или группу слов (обычно указатель выделяется синим цветом и подчеркивается). При использовании графических гиперссылок указатели никак не выделяются. Просто картинка или ее часть сделана активной. Обнаружить любую гиперссылку можно кусором мыши - если он попадает на указатель текстовой или графической гиперссылки, то его форма меняется на сжатую в кулак руку с отогнутым указательным пальцем.

Адресная часть гиперссылки пользователю не видна. Она представляет собой полный URL - адрес объекта, к которому необходимо перейти. Находится она в описании того, каким образом необходимо отобразить на экране используемый ресурс, т.е. в тэгах языка HTML.

Если ресурс находится на своем компьютере, то вместо URL -адреса набирается полный адрес данного ресурса в нотации MS DOS. Например: d:\institut\web-site\index.htm .

2.2. Электронная почта и ее использование для поиска, отправления и получения информации.

Назначение и сфера применения протоколов электронной почты.

На host-компьютере ISP выделяются почтовые ящики для пользователей, в которых накапливается вся приходящая для них корреспонденция.

При подключении пользователя к узлу (host-компьютеру ISP) письма из почтового ящика соответствующего пользователя пересылаются на его ЭВМ. При этом пользователь остается подключенным к Интернет (и оплачивает) только то время, которое необходимо для обмена корреспонденцией с почтовым ящиком. Остальная работа ведется в режиме offline. Это - одно из преимуществ электронной почты.

Для нормального функционирования современной электронной почты на host-компьютере необходимо иметь два почтовых сервера: сервер исходящей почты SMTP (Simple Mail Transfer Protokol) -простой транспортный почтовый протокол - накапливает отправленные абонентами данного узла письма и рассылает их по указанным в письмах адресам; сервер входящей почты POP3 (Post Office Protokol) - почтовый протокол - принимает приходящую от других узлов корреспонденцию, разносит ее по почтовым ящикам и может осуществлять перекодировку приходящих сообщений, например, из КОИ-8 в Windows 1251.

До появления протоколов SMTP и POP3 для работы с электронной почтой использовался протокол UUCP (Unix to Unix Copy Program) -программа копирования с Unix на Unix. Этот протокол не является сервисом Интернета и не использует протоколов TCP/IP. Но некоторые глобальные вычислительные сети работают с электронной почтой по этому протоколу.

В последнее время появился еще один Интернет - протокол для работы с электронной почтой: MIME (Multipurpose Internet Mail Extension) - многоцелевое расширение электронной почты для Интернет. Он обеспечивает передачу данных, которые кроме чистого текста в формате KOI-8, ASCII или Windows 1251 содержат данные в двоичной системе, что позволяет пересылать вперемежку с текстом графику, аудио- и видеофайлы, тогда, как предыдущие протоколы позволяют лишь подключать бинарные файлы к основному тексту письма в качестве дополнительной единицы, сопровождающей текст письма.

Какие из перечисленных протоколов доступны клиенту для работы

Зависит от ISP, от того, какие серверы e-mail установлены на host-компьютере.

Программа Internet Mail.

Эта программа входит в комплект браузера Internet Explorer и устанавливается вместе с ним.

При первом запуске программы инициируется мастер настройки Internet Mail, с помощью которого устанавливаются необходимые параметры для работы с электронной почтой в Интернет. При настроенной программе мастер настройки не вызывается.

При настройке электронной почты необходимо указать программе свое имя или псевдоним, по которому к Вам будут обращаться при переписке; свой адрес e-mail (который определяется Вашим ISP); адреса входящего (POP3) и исходящего (SMTP) серверов электронной почты; пароль для доступа к электронной почте; способ связи с Интернет (через локальную сеть, вручную или с помощью модема).

При обращении к программе на экран вызывается основное рабочее окно.

Заголовок окна и меню в нем - стандартные для Windows 95.

Ниже строки меню находится панель инструментов, на которой расположены кнопки: “Создать сообщение”, “Отправить отправителю”, “Ответить всем”, “Переслать”, “Доставить почту”, “Удалить”.

Под строкой панели инструментов расположен открывающийся список “Папки”, который используется для работы с приходящей и отправляемой корреспонденцией.

Центральная часть окна программы разделена на две половины: в верхней части отображено содержание открытой папки; в нижней части - тексты писем.

В самом низу окна программы находится строка состояния, в которой появляются сообщения программы о выполняемых ею действиях.

Команда меню “Сообщение” позволяет произвести подстройку программы (для этого служит опция этой команды “Параметры (Options)”. Подстройка позволяет изменить параметры, установленные мастером настройки программы, выбрать шрифт, включить проверку орфографии, и др.

Для обращения к Internet Mail из Internet Explorer необходимо щелкнуть мышью по кнопке “Почта (Mail)” в меню окна Internet Explorer.

Виды Интернет-ресурсов

Основной целью изучения любого предмета в средней школе является формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения сеть Интернет не имеет смысла, так как это международное многонациональное, культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Включаясь в общение по сети на уроке, мы создаем модель реального общения.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям большое многообразие информации и ресурсов. Базовый набор Интернет-услуг включает в себя:

электронную почту (e-mail);

телеконференции (usenet);

видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

разговор в сети (Chat).

В связи с тем, что современные преобразования в казахстанском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий и расширения информационного пространства средствами Интернет, любой из этих ресурсов может быть активно использован на уроке, как гуманитарного цикла, так и естественно-математического цикла.

Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Изменения в структуре и содержании общего и среднего образования (ЕНТ, профильная школа, различные виды тестирования) привели учителей к активному использованию компьютера на уроке не только старшего звена, но и на уроках в среднем и младшем звене, где тема по изучению Интернета не запланирована.

Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями: меняется собственная позиция учителя (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).

Самым распространенным на уроках в школе Интернет-ресурсом является сайт. Сайты удобны в использовании и широко применяются всеми учителями, имеющими доступ к Интернет в кабинете. На поисковых сайтах много ссылок на образовательные сайты по различным предметам: математике, биологии, географии, химии, физике, информатике, русскому языку и литературе, для начального образования. Здесь можно найти интересные разработки уроков в текстовом формате, в форме презентаций, в форме флипчартов, которые можно применить при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.

Приведем примерную классификацию сайтов. На практике очень часто сайты бывают комбинированные. Классификация сайтов, нужна для понимания того, какой тип сайта нужен конкретно Вам, исходя из определенных целей и задач (рисунок 1.1). Остановимся подробнее на тех видах сайтов, которые чаще всего используются в образовательном процессе исследовательской работы.

Информационные ресурсы

Тематические сайты

Данный тип интернет сайтов характеризуется тем, что содержит информацию по какой-либо конкретной тематике. Сюда же можно отнести интернет-энциклопедии. Объем такого сайта может быть от 10 страниц и более. Чем больше, тем лучше. Формат материалов может быть любой: простой текст, видео, аудио подкасты и прочее.

Особенность тематического сайта заключается в том, что содержащиеся на сайте бесплатные материалы, находятся в открытом доступе и дают посетителю информацию по какому-либо вопросу. Например, если тематический сайт содержит информацию о домашних растениях, то на нем должна быть опубликована информация об уходе за ними, поливу, пересадке, удобрениям и т.д.

Интернет-порталы

Порталы - это тип сайтов, содержащих большое количество разнообразной информации. Как правило, порталы схожи по структуре с тематическими сайтами, но имеют более развитый функционал и большее количество сервисов и разделов. Также на порталах часто бывают разделы для общения пользователей: чаты, блоги и форумы.

Блог (blog - сетевой дневник) - это тип сайтов, на которых владелец или редактор блога пишет посты со своими новостями, идеями или другой постоянно поступающей информацией. Отличительной особенностью блогов является актуальность публикуемой информации.

Блоги пришли на смену личным страничкам пользователей в интернете. Это своего рода виртуальный дневник, который размещается на специальном ресурсе, предоставляющем возможности добавления записей, комментирования, составление списка друзей, закладок понравившихся сайтов и т.д.

Каталоги сайтов

Это вид сайтов, основным содержимым которых являются структурированные ссылки на другие сайты, а также их краткие описания. Как правило сайты группируются по определённым тематикам или имеют узкотематическая направленность (так называемые тематические каталоги) Каталоги сайтов бывают модерируемые и немодерируемые. Немодерируемый каталог (FFA) - это каталог, в который любой желающий может разместить ссылку на свой сайт без проверки со стороны модератора каталога. В модерируемых каталогах модератор следит за тематичностью и качеством размещаемых в каталоге сайтов и может отказать помощь в размещении, руководствуясь определенным правилам каталога.

Рисунок 1.1. Основные виды сайтов

Веб-сервисы

Поисковые системы

Поисковая система - это специальный вид сайта, с помощью которого посетитель может найти интересующую его информацию, введя в специальное поле запрос и получив на него список сайтов, соответствующих запросу. Именно такими сайтами чаще всего пользуются и ученики и педагоги, если не знают где найти интересующую их информацию. В поле ввода нужно ввести слово или фразу, которая должна содержаться в документе. Чаще всего в это поле вводится тема искомого файла.

Почтовые сервисы

Этот тип сайтов предоставляет интерфейс для работы с электронной почтой. Почтовые сайты - это сайты, с помощью которых можно создать (обычно бесплатно) свой почтовый ящик и управлять им.

Интернет-форумы

На сайтах этого вида пользователи могут создавать темы для обсуждения, а затем комментировать их. Как правило, форумы ограничены одной специфической тематикой. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

Этот тип сайтов с помощью специальных действующих на нем функций (регистрация, пользовательские функции и модерация), дает возможность общаться посетителям в реальном времени. Чат имеет вид окна, в котором отображаются все сообщения участников чата. Часто в чатах существуют возможности просмотреть архивы, переслать файлы.

Сайты-хостинги

На сайтах этого типа реализована функция хранения каких-либо файлов. Также часто встречаются сайты-хостинги с возможностью просмотра загруженных файлов прямо через браузер.

Хостинг - это услуга по размещению чужого веб-сайта на своем веб-сервере или чужого веб-сервера на своей "площадке", т.е. предоставление права подключения к интернету и его обслуживание. Как правило, спрос на хостирование сайтов значительно больше, чем на хостирование серверов, поскольку последнее нужно только для довольно крупных сайтов. Кроме того, хостингами называют сами площадки или сервера, предоставляющие эту услугу.

Файловые архивы

Файловые архивы представляют собой кладезь разнообразной виртуальной информации, начиная от статей и заканчивая программным обеспечением. Файловые архивы имеют огромные размеры и часто под такой тип сайта в сети отводятся отдельные компьютеры - серверы. Кроме того, файловые архивы часто позволяют посетителю выгрузить свою информацию в соответствующий раздел архива и, естественно, скачать оттуда понадобившийся файл.

Весь процесс создания сайта можно разбить на четыре этапа:

    Создание технического задания на разработку сайта, подготовка идеи и структуры сайта.

    Создание дизайна будущего сайта относительно выбраной структуры.

    Адаптация и настройка технической части (ImageCMS).

Адаптация общего вида сайта, вывода информационных разделов и технических модулей.

Настройка администраторской части для удобного управления информацией конкретного сайта, создание всех необходимых информационных разделов, а также технических модулей.

    Подготовка материалов иинформационное наполнение сайта .

Подготовка материалов - это подборка материалов, которые будут размещены на сайте, анализ существующих и адаптация для правильного отображения в интернете.

Информационное наполнение сайта - это все основные тексты, а также изображения сайта. Для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность сайта, информационные материалы должны содержать все основные ответы на возможные вопросы пользователей.

336 Типовое проектирование экономической информационной системы (эис). Основные понятия и классификация методов типового проектирования.

Типовое проектирование выполняется на основе опыта, по­лученного при разработке индивидуальных проектов. Типовые проекты как обобщение опыта для некоторых групп организаци­онно-экономических систем или видов работ в каждом конкрет­ном случае связаны со множеством специфических особенностей и различаются по степени охвата функций управления, выполняе­мым работам и разрабатываемой проектной документации.

Методы типового проектирования ЭИС предполагают созда­ние системы из готовых покупных типовых элементов (типовых проектных решений). Для этого проектируемая ЭИС должна быть декомпозируема на множество составляющих компонентов (под­систем, комплексов задач, программных модулей и т.д.), для ко­торых подбираются и закупаются имеющиеся на рынке типовые проектные решения. Далее закупленные типовые элементы, как правило, включающие программные продукты, настраиваются на особенности конкретного предприятия или дорабатываются в соответствии с требованиями проблемной области.

Под типовым проектным решением будем понимать представленное в виде проектной документации, включая про­граммные модули, проектное решение, пригодное к многократ­ному использованию. Ти­повые проектные решения также называют тиражируемыми про­дуктами.

В зависимости от уровня декомпозиции системы различают элементный, подсистемный и объектный методы типового проектирования.

При элементном методе типового проектирования ЭИС в качестве типового элемента системы используется типовое реше­ние по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (ин­формационному, программному, техническому, математичес­кому, организационному). Достоинство - применение модульного подхода к проектированию и документированию ЭИС. Недостатки - большие затра­ты времени на сопряжение разнородных элементов, плохая адаптивность элементов к особенностям предприятия.

При использовании подсистемного метода в качестве элементов типизации выступают от­дельные подсистемы, которые обеспечивают функциональную полноту, минимизацию внешних информационных связей, па­раметрическую настраиваемость, альтернативность схем в пре­делах значений входных параметров. При этом достигается бо­лее высокая степень интеграции типовых элементов ЭИС.

При объектном методе в ка­честве типового элемента используется типовой проект для объек­тов управления определенной отрасли, который включает пол­ный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ЭИС. Несомненное преимущество объектного метода заключается в комплексируемости всех компонентов за счет методологическо­го единства и информационной, программной и технической со­вместимости компонентов.

Термин “Интернет-ресурс” исторически закрепился за комплексами страниц - сайтами, порталами. В общем виде образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: программы для школьников, вузовские разработки, научные работы. Все эти информационные продукты разработчики и составители сайтов представляют в разных формах.

В первую очередь, это библиотеки и тематические подборки материалов. Они содержат учебники, лекции, методические разработки, статьи и другие полезные труды.

Во-вторых, широко распространены онлайновые (действующие при подключении к Интернету) обучающие программы. Такие программы, как правило, существуют в виде тестов (по различным темам и уровням сложности).

Третья категория образовательных ресурсов - программы, которые после установки на Ваш компьютер во многом облегчают жизнь. Они способны заменить не только карандаш, линейку и калькулятор, но и выдать готовые алгоритмы и решения практически для любой задачи. Таких программ великое множество и они отличаются как по обширности выполняемых функций, так и по качеству, размеру и цене. В Интернете распространяется масса бесплатных и условно бесплатных программ, их можно «скачать» и использовать на определенных условиях (например, существует лимит по времени использования), или без всяких ограничений. Полезная программа может выполнять ограниченное количество функций: к примеру, только лишь рисовать графики или содержать таблицу Менделеева, или быть огромным консультантом-справочником по нескольким дисциплинам.

Общепринятая классификация образовательных ресурсов на сегодня еще не сложилась. Например, в обзоре Н.Н.Соболевой и др. полезные для школ ресурсы, разбиты на следующие разделы:

информационные тематические ресурсы;

официальные ресурсы;

проекты дистанционного обучения;

online издания;

обмен опытом и общение учителей, школьников

Возможен и другой подход к классификации, например, по характеру хранимой информации и способу ее представления и использования:

библиотеки и архивы текстов и программ,

каталоги и коллекции ссылок,

визитки, витрины…

справочники и базы данных,

тестовые системы;

телеконференции и форумы,

демонстрационные и интерактивные модели

Рассмотрим типичные примеры образовательных ресурсов и особенности их использования.

Одной из самых популярных технологий Интернета является веб-сайт, вбирающий в себя множественность представления информации: текст, графика, анимация, звук, текстовые и графические гиперссылки, интерактивные компоненты. Среди огромного числа сайтов можно выделить те, которые могут быть интересны сфере образования. К ним относятся: образовательные порталы, электронные учебники, веб-квесты, сайты образовательных учреждений (школы, вузы, ИПКиПРО и т.д.) и сайты учреждений, интересных для образования (банки, предприятия, медицина, научные лаборатории и т.д.)

На школьном веб-сайте ученики имеют виртуальные классы, дневники, портфель, парты, предметы; родители имеют дневник ученика, консультации специалистов, домашние задания, родительские собрания; учителя имеют методическую базу материалов, размещают информацию для учеников и родителей; администрация оперативно информирует, диагностирует, имеет статистику. Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу школьного сайта, который должен выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. Учителя могут проводить на веб-сайте своей школы собственные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьников, пользоваться информационными базами педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского, библиотек конгресса США, Лондонского университета, МГУ, отечественных и зарубежных архивов, ведущих музеев мира. Учителя имеют возможность использовать существующие в сети инициативы и в рамках этих инициатив организовать работу учащихся в разнообразных сетевых проектах, а могут и проявить собственную инициативу и организовать уникальный телекоммуникационный проект.

Веб-страница - составная часть веб-сайта. Может содержать текст, изображения, гипертекстовые ссылки на другие страницы или на другие сервера. Физически представляет собой файл, который и является по своей сути самым важным понятием Интернет-ресурса, т.к. в конечном итоге именно отдельные файлы представляют интерес для пользователя Интернетом, а все остальные понятия ресурсов являются объединением различных файлов в комплекс. Разнообразие файлов велико (не только веб-страницы): любой из них может быть ресурсом Интернета, который при желании пользователя можно сохранить на жестком диске компьютера. Это программы, текстовые и графические файлы, различные мультимедиа файлы, скомпилированные HTML-файлы, таблицы, архивы, приложения и т.д.

Образовательный веб-квест - страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены большим числом гиперссылок со страницами из других сайтов во Всемирной паутине. Например, страница по курсу астрономии может иметь ссылки на серверы реально действующих обсерваторий, библиотек НИИ, космических организаций. От тщательного подбора ссылок зависит эффективность работы учащихся, экономия их времени на поиск в сети нужной информации. Учащийся самостоятельно выбирает, какие материалы ему просматривать подробно, а какие нет. Ресурсы отечественного Интернета уже достаточно развиты, чтобы служить средством для создания образовательных веб-квестов. Одним из известных российских квестов является сайт «Защитим Байкал», разработанный учителями и учениками гимназии из Ангарска. Веб-квест предполагает работу группы экспертов по определенной схеме, которая предполагает анализ большого числа источников информации, список которых приведен на отдельной веб-странице сайта.

Слово «портал» пришло в Интернет из архитектуры в значении «главный вход». Имеется в виду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера.

Портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую критическую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет «самопополняющимся», после чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу.

Образовательный портал - сайт, который содержит большую коллекцию структурированных ссылок на образовательные ресурсы Интернета, собственные образовательные страницы. Портал является как бы «главным входом» в образовательное пространство сети. На сегодня уже работает федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), портал «Гуманитарные науки» (http://www.auditorium.ru/), естественно-научный образовательный портал (http://en.edu.ru/), портал информационной поддержки единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/).

Электронные библиотеки - современные сложные информационные системы - рассматриваются как размещенные на разных компьютерах распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Впрочем, сейчас существует огромное множество проектов, пытающихся дать возможность бесплатного доступа к различным изданиям в электронном формате, в том числе и к учебно-методическим пособиям. На современном этапе развития Интернета электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернета и мультимедийных технологий в последние годы привели к возникновению методик создания электронных информационных коллекций и стали технической основой библиотек будущего. Среди популярных электронных библиотек можно назвать «Библиотеку Мошкова» (http://lib.ru), «Сетевую библиотеку «Сиди и читай» (http://lib.km.ru), «Открытую русскую электронную библиотеку (OREL)» (http://orel.rsl.ru). Лаборатория удаленного доступа - подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.

Необходимо также рассмотреть подробнее категорию информационных образовательных ресурсов - онлайновые образовательные программы.

Из профессиональных российских разработчиков можно отметить компанию «ФИЗИКОН» (http://www.physicon.ru), занятую разработкой учебных мультимедийных компьютерных программ в области естественных наук (математика, физика, астрономия, химия, экономика, биология и других).

Популярные системы тестирования знаний в различных областях реализованы на многих образовательных серверах. К примеру, сайт «Тестирование. Профессиональная оценка ваших знаний» (http://tests.specialist.ru) дает возможность оценки знаний в области информационных технологий. Из 33 предлагаемых тестов наибольший интерес вызывают «Базовая компьютерная подготовка» (Windows, MS Office), «Интернет технологии» (Internet, HTML, Flash, web-mastering), «Компьютерная графика» (Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, 3D Max, QuarkXPress), «Администрирование компьютерных систем и сетей» (Windows, Unix), «Программирование» (C, C++, Delphi.), «Базы данных» (Oracle, Access), «Офисные специальности» (Офис-менеджер, секретарь-референт), «Бухгалтерский учет» (1С:Бухгалтерия 7.7), «Управление проектами» (Microsoft Project).

Другой популярный сайт «Экзамены On-line» (http://www.examen.ru) предлагает бесплатно пройти экзамены (более 40) и тесты (более 50) по многим дисциплинам. Здесь же большая подборка рефератов, учебников, справочных пособий, которые сформированы в разделы: «Науки о человеке» (анатомия и физиология человека, экология, психология, антропология, медицина), «Естественные науки» (химия, зоология, ботаника, общая биология, астрономия, география, генетика и селекция, физика, палеонтология), «Общественные и исторические науки» (археология, социология, философия, экономика, история), «Искусство, культура и религия» (архитектура, литература). Представленные на сервере экзамены могут оказаться весьма полезными. Например, «Экзамен ГАИ», «Международные экзамены по английскому языку», «Сертификационные экзамены Microsoft», «Школьные экзамены».

Образовательный сайт «Anri education systems» (http://www.anriintern.com) содержит огромное количество курсов, лекций и полезных материалов не только для школьников и студентов. На сайте предлагается не только протестировать имеющиеся знания, но и приобрести дополнительные. Для этого предлагаются разные по тематике курсы, например, курс «Европейского страноведения».

«Бизнес-курс» из 50 уроков содержит информацию о практических шагах, которые следует предпринять, начиная собственное дело, и требованиях, которыми следует руководствоваться.

Курсы «По программированию, разработке и эксплуатации компьютеров» разбиты на несколько тематических разделов. Учебник дает возможность самостоятельного написания программ и ознакомления с основными алгоритмами и приемами программирования. На сайте «Anri education systems» большая подборка курсов для самообразования. Например, для изучающих английский разработаны следующие проекты: «Английский язык в пословицах и поговорках», «Сленг, афоризмы и разговорная речь в английском языке», «Английский язык через британские легенды, мифы и сказки», «Английский язык через чтение классиков», «Модальные глаголы», «Идиомы», «Учим английский язык шутя». Открыты для изучения курсы по немецкому, французскому, испанскому, чешскому, китайскому и русскому языкам.

По другим дисциплинам разработаны курсы: «Основы экологии», «Исторические курсы», «Географические курсы», «Маркетинг. Бизнес в сетях», «Экономика», «Методика заключения договоров», «Слепой метод печати на клавиатуре».

Следует также отметить библиотечные ресурсы, электронные архивы по всем отраслям знаний и искусств, электронные средства массовой информации и т.п., играющие базовую роль первоисточников, имеющие, впрочем, весьма сложные и разветвленные организационные и продукционные структуры. Ученики в Интернете ведут поиск необходимой информации в информационных базах данных для решения учебной задачи, знакомятся с разными точками зрения на изучаемую проблему, принимают участие в различных национальных и международных сетевых инициативах (олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах), ведут переписку со сверстниками на родном и иностранном языках, участвуют в отечественных и международных чат-сессиях, видео-, аудио-, телеконференциях по различным вопросам, публикуют в Интернете свои творческие и журналистские работы (сочинения, рисунки, изображения поделок, статьи, фотографии и прочее), обучаются на дистанционных курсах по учебным предметам, принимают участие в тестировании, проводимом вузами. А также сами создают информационные и образовательные веб-ресурсы.

Рассмотрим основные ресурсы (службы) Интернет. Самым популярным ресурсом является всемирная паутина или WWW, которая представляет собой огромное количество (свыше миллиарда) мультимедийных документов, отличительной особенностью которых является возможность ссылаться друг на друга. Это означает присутствие в текущем документе ссылки, реализующей переход на любой документ WWW, который физически может быть размещен на другом компьютере сети Интернет. Используя специальные программы просмотра документов WWW, пользователь сети Интернет может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

WWW (World Wide Web, всемирная паутина) — совокупность взаимосвязанных гипермедийных документов.

В Интернет размещены целые библиотеки файлов, доступ к которым обеспечивается службой FTP.

FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов) — хранилище и система пересылки всевозможных файлов.

Как упоминалось выше, вначале компьютерная сеть интенсивно использовалась для быстрой пересылки текстовых сообщений. Поэтому старейшим ресурсом Internet является E-mail (электронная почта).

E-mail (электронная почта) — система пересылки электронных писем.

В Интернет существует специальная служба, позволяющая размещать на взаимосвязанных компьютерах сообщения для обмена мнениями. Подключившись к одному из таких компьютеров и выбрав дискуссионную группу (телеконференцию) по интересам, вы можете прочитать опубликованные сообщения, задать вопрос в группу или ответить на чей-то вопрос. Сообщения обычно быстро тиражируются на другие компьютеры и хранятся небольшой промежуток времени, поэтому данный ресурс получил название Группы новостей.

Группы новостей (телеконференции) — глобальная распределенная система для обмена сообщениями и ведения дискуссий.

Одной из самых популярных систем подобного рода являются группы новостей Usenet.

Сервис Telnet позволяет подключиться к удаленному компьютеру и работать с его ресурсами.

Telnet — служба для удаленного управления компьютерами.

Однако чаще всего такие компьютеры работают под управлением того или иного варианта операционной системы Unix (Юникс), поэтому в настоящее время эта служба используется прежде всего сетевыми администраторами.

Наконец, в Интернет есть система IRC (Chat), реализующая общение пользователей в реальном режиме времени посредством ввода текста с клавиатуры.

IRC (Internet Relay Chat, беседа через Internet) — служба для общения пользователей Интернет в реальном режиме времени посредством ввода текста с клавиатуры.

Интернет можно использовать в различных областях:

— профессиональная деятельность;

— коммерческая деятельность;

— получение образовательных услуг;

— отдых и развлечения.

В области профессиональной деятельности в Интернет можно проводить поиск информации по интересующей тематике, организовывать совместные проекты с профильными фирмами.