n1.doc
Э.М.Коротков
Исследование систем управления
Издательско-консалтинговая компания «ДеКА»
УДК681.51.01
В учебнике "Исследование систем управления" освещаются вопросы одной из важнейших дисциплин в образовательной программе подготовки современных менеджеров. К учебнику прилагается мультимедийная компьютерная программа обучения на компакт-диске. Развитие творческих подходов к управлению и исследовательского мышления менеджера отражает самые актуальные потребности практики. Содержание учебника соответствует дидактическим единицам аналогичной дисциплины Государственного стандарта специальности 0611- менеджмент. Важной особенностью учебника является его, ориентация на следующие новые принципы методического обеспечения образовательного процесса - концептуальная логика, визуализация, глоссарий, тестовая оценка качества усвоения материала, компьютерное сопровождение мультимедийного типа.
Учебник может быть использован студентами, слушателями, аспирантами и преподавателями, а также для самообразования. Также он весьма удобен в организации дистанционного образования, принципам которого соответствуют все атрибуты его построения - схемы, тест, диск, тематика для самостоятельной работы.
Все права защищены! Ни одна часть данной книги не может быть опубликована, воспроизведена или размножена любым другим способом без разрешения владельца авторских прав.
ISBN 5-89645-014-1
© Коротков Э.М., 2000.
© Издательско-консалтинговая компания "ДеКА", 2000.
Введение 7
Раздел I Исследования в современном менеджменте 8
Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 9
1.1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.2. ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 10
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.4. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 11
Tема 2. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 12
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ 12
2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 13
Раздел II. Методология исследования систем управления 14
Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 14
3.1. Методология исследования: понятие и практическое содержание 14
3.2. Проблема в методологии исследования систем управления 15
3.3. Процессуально-методологические схемы исследования систем управления 18
Тема 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 20
4.1. Диалектический подход в исследовании систем управления 20
4.2. Принципы диалектического подхода к исследованию 21
4.3. Диалектические методы исследования 22
4.4. Сочетание различных подходов в исследовании 22
Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
5.1. Состав и использование общенаучных методов исследования 23
5.2. Конструирование определений 24
5.3. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления 25
5.4. Методы классификации, обобщения и типологии 26
5.5. Методы морфологического анализа 29
5.6. Методы доказательства 31
5.7. Методы моделирования в исследовании систем управления 33
5.8. Полемика как метод исследования систем управления 33
5.9. Общенаучный метод экспериментирования 35
Тема 6. Системный подход в исследовании управления 35
6.1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия "система" 35
6.2. Система управления как объект исследования 36
6.3. Основные принципы системного подхода 38
Тема 7. Специфические методы исследования систем управления 40
7.1. Состав и классификация специфических методов исследования систем управления 40
7.2. Методы изучения документов 41
7.3. Методы социологических исследований управления 41
7.4. Метод экспериментирования "деловая игра" 41
7.5. Методы тестирования 43
7.6. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления 44
7.7. Метод исследования взаимодействия факторов 46
РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 47
Тема 8. Программа и план исследования 47
8.1. Программа исследования: структура, разработка и содержание 47
8.2. Планирование исследования систем управления 47
Тема 9. Формы и факторы организации исследования 49
9.1. Организация исследования: условия, требования, виды 49
9.2. Технологии исследования систем управления 50
9.3. Консультирование как форма организации исследования систем управления 52
9.4. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления 53
9.5. Формирование интегрального исследовательского интеллекта 54
9.6. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта 57
Раздел IV. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 59
Тема 10. Диверсификация исследования 59
10.1. Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее, будущее 59
10.2. Состав и система диверсифицированных методов исследования 60
Тема 11. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления 60
11.1. Разнообразие методов творческого поиска решений в исследовании проблем 61
11.2. Интуиция в деятельности человека 61
11.3. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности 62
11.4. Выбор стратегии интуитивного поиска 62
Тема 12. Метод "мозгового штурма" 63
12.2. Использование метода "мозгового штурма" 64
12.3. Группа "мозгового штурма" 66
Тема 13. Метод синектики в исследовании управления 67
13.1. Понятие и идеи синектики 67
13.2. Операторы синектики 68
13.3. Формирование и деятельность синектических групп 71
Тема 14. Методы проектирования концепций 73
14.1. Проектирование концепции 73
14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии 74
14.3. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления 75
Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления 76
15.2. Режимы мышления 77
РАЗДЕЛ V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 79
Тема 16. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 79
16.1. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования 79
16.2. Исследовательский потенциал управления 79
16.3. Принципы обеспечения эффективности исследования 81
Тема 17. Фактологическое обеспечение исследования 83
17.1. Понятие факта и его роль в исследовании 83
17.2. факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов 84
17.3. Система фактов. Фактология 85
17.4. Фактология и научное обоснование явлений 85
Тема 18. Оценки в исследовании систем управления 86
18.1. Роль оценивания в исследовании систем управления 87
18.2. Принципы оценивания 87
18.3. Виды оценки параметров управления 88
18.4. Конструирование и использование показателей 89
18.5. Система показателей для исследования управления 90
Тема 19. Мышление исследователя 92
19.1. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 92
19.2. Типология мышления 93
19.3. Эффективное мышление исследователя 98
Тема 20. Креативное образование современного менеджера 100
20.2. Отличительные признаки креативного образования 101
20.3 Формулы образования менеджера 106
20.4. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера 106
Заключение 107
Тест по курсу "Исследование систем управления" 109
Схемы курса "Исследование систем управления" 112
Глоссарий 176
Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления 180
АННОТАЦИЯ
Монография содержит методику оценки конкурентоспособности товаров и предприятия, оценки перспективности рынка. Приведены практические примеры. Рассматривается трехмерная матрица оценки конкурентоспособности бизнеса предприятия, позволяющая осуществлять его постоянный
мониторинг и формировать соответствующие стратегии развития. Показаны
методы повышения качества и конкурентоспособности изделий.
Книга предназначена для менеджеров, специалистов по маркетингу и
руководителей предприятий. Она может быть полезна для студентов, обучающихся по экономическим специальностям, и аспирантов.
Монография является электронной версией книги:
Конкурентные позиции бизнеса: Монография/ Э.М. Коротков,
Ю.Т.Шестопал, В.Д.Дорофеев. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 261с., 26 ил.,24
табл., библиогр. 18 назв.
Введение 5
Глава 1. Оценка конкурентоспособности товаров
1.1. Показатели оценки конкурентоспособности товаров
1.2. Оценка удовлетворенности потребителей свойствами товара
1.3. Концепции оценки конкурентоспособности товаров
1.4. Критерии оценки конкурентоспособности товаров
1.5. Процедуры определения индекса конкурентоспособности товаров
1.6. Практическое использование методики оценки конкурентоспособности
Глава 2. Методы обеспечения конкурентоспособности товаров.
2.1. Обеспечение конкурентоспособности на этапе проектирования изделий
2.2. Обеспечение конкурентоспособности на этапе производства изделий
2.3. Обеспечение конкурентоспособности в процессе управления предприятием.
2.4. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
2.5. Поддержание качества и конкурентоспособности изделий при эксплуатации
2.5. Экономические методы обеспечения конкурентоспособности продукции
Глава 3. Деловая активность предприятия
3.1. Виды конкуренции
3.2. Конкурентная среда и ее факторы
3.3. Перспективность рынка, на котором выступает предприятие
3.4. Конкурентоспособность предприятия
3.5. Определение индекса деловой активности предприятия
Глава 4. Стратегические действия конкурентов
4.1. Стратегии и позиционирование участников рынка
4.2. Стратегические действия участников рынка
4.3. Разработка стратегии для слабо развитого бизнеса
4.4. Стратегии восстановления для кризисных ситуаций
4.5. Особенности реализации инновационной стратегии
4.6. Изучение текущих конкурентов.
4.7. Маркетинговые возможности повышения конкуренто-способности предприятий.
4.8. Трудности входа и выхода на конкурентные рынки
Литература
Введение
Под конкуренцией понимается соперничество на рынке между отдельными физическими или юридическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Классическая политическая
экономика рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики. Классическая школа экономики
основное внимание уделяла ценовой конкуренции. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному
распределению труда и капитала. Проблема качества и конкурентоспособности является определяющей в промышленном развитии стран мира. Она
имеет глобальный характер, так как с одной стороны определяет многие ас
пекты экономической и социальной политики стран, а с другой - задевает
интересы всех их граждан, выступающих в роли потребителей. Конкуренто-способность и качество – концентрированное выражение всей совокупности
возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Под конкурентоспособностью подразумевается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над
другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Поскольку за каждым из товаров стоят соответствующие производители, то можно говорить о конкурентоспособности предприятий, фирм, а
также стран, в которых они находятся.
Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 3.31 МБ ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.
Антикризисное управление - Учебник - Короткова Э.М. - 2003
Излагается современная концепция антикризисного управления организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики с позиций фундаментального подхода к пониманию антикризисного управления. При этом не упускаются из виду потребности практической деятельности современного менеджера. Учебник принципиально отличается от подобных изданий тем, что рассматривает источники, причины и проявление кризисов во всем разнообразии взаимосвязанных тенденций развития организации. Некоторые проблемы антикризисного управления рассматриваются здесь впервые. Например, государственное регулирование кризисных ситуаций, кризисы в системе государственного управления, роль профсоюзов в антикризисном управлении и др. Учебник могут успешно использовать студенты при подготовке по специальности «Антикризисное управление», а также других специальностей направления «Менеджмент ». Он будет полезен аспирантам, преподавателям и практическим работникам-менеджерам, работающим в сложных условиях экономического кризиса в нашей стране.
УДК 338.24(075.8)
ББК 65.290-2я73
ISBN 5-16-000156-5
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Антикризисное управление - Учебник - Короткова Э.М. - 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Введение
Часть первая. КРИЗИСЫ В ТЕНДЕНЦИЯХ МАКРОРОРАЗВИТИЯ И МИКРОРАЗВИТИЯ
Глава 1. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
1.2. Типология кризисов
1.3. Признаки кризиса: распознавание и преодоление
1.4. Человеческий фактор антикризисного управления
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
КРИЗИСОВ
2.1. Сущность и закономерности экономических кризисов
2.2. Причины экономических кризисов
2.3. Фазы цикла и их проявление
2.4. Виды экономических кризисов и их динамика
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
3.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
3.2. Роль государства в антикризисном управлении
3.3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Глава 4. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления
4.2. Причины и последствия кризисов государственного управления
4.3. Системный кризис государственного управления
4.4. Преодоление кризисов государственного управления
4.5. Реформы как средство антикризисного управления
Глава 5. КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации
5.2. Возникновение кризисов в организации
5.3. Тенденции циклического развития организации
5.4. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития организации
Часть вторая. ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития
6.2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления
6.3. Признаки и особенности антикризисного управления
6.4. Эффективность антикризисного управления
Глава 7. ДИАГНОСТИКА КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ
7.1. Основные параметры диагностирования
7.2. Этапы диагностики кризиса
7.3. Методы диагностики кризиса
7.4. Информация в диагностике
7.5. Диагностика банкротства предприятия
Глава 8. МАРКЕТИНГ В АНТИКРИЗИСНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
8.1. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении
8.2. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
8.3. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении
Глава 9. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
9.1. Роль стратегии в антикризисном управлении
9.2. Разработка антикризисной стратегии организации
9.3. Реализация выбранной антикризисной стратегии
9.4. Организация осуществления антикризисной стратегии
Глава 10. БАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
10.1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия
10.2. Роль и деятельность арбитражного суда
10.З. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур
10.4. Ликвидация обанкротившихся предприятий
10.5. Реорганизация и ликвидация кооператива
Часть третья. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 11. РИСКИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
11.1. Природа и классификация управленческих рисков
11.2. Антикризисное управление риском
11.3. Методы оценки регионального инвестиционного риска
Глава 12. ИННОВАЦИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
12.1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления
12.2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении
12.3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития
12.4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
12.5. Инновационные проекты, критерии их отбора
Глава 13. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
13.1. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении
13.2. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов
13.3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий
13.4. Методы оценки инвестиционных проектов
Глава 14. ТЕХНОЛОГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие технологии антикризисного управления
14.2. Общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации
14.3. Технология разработки уравленческих решений в антикризисном управлении
14.4. Параметры контроля кризисных ситуаций в технологии антикризисного
управления
Часть четвертая. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 15. МЕХАНИЗМЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
15.1. Конфликты в развитии организации
15.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении
15.3. Процессуальные характеристики конфликта
15.4. Антикризисное управление конфликтами
Глава 16. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
16.1. Антикризисные характеристики управления персоналом
16.2. Система антикризисного управления персоналом
16.3. Антикризисная политика в управлении персоналом
16.4. Принципы антикризисного управления персоналом
Глава 17. МЕНЕДЖЕР ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
17.1. Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении
17.2. Модель менеджера антикризисного управления
17.3. Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении
Часть пятая. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 18. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
18.1. Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном
управлении
18.2. Социальное партнерство в антикризисном управлении
18.3. Регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления
18.4. Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами
18.5. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
Глава 19. ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
19.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта - программа вывода американской экономики из кризиса
19.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
19.3. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей американской корпорации Chrysler
19.4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой
Заключение
Глоссарий
Приложения
Э.М.Коротков
Исследование систем управления
Издательско-консалтинговая компания «ДеКА»
В учебнике "Исследование систем управления" освещаются вопросы одной из важнейших дисциплин в образовательной программе подготовки современных менеджеров. К учебнику прилагается мультимедийная компьютерная программа обучения на компакт-диске. Развитие творческих подходов к управлению и исследовательского мышления менеджера отражает самые актуальные потребности практики. Содержание учебника соответствует дидактическим единицам аналогичной дисциплины Государственного стандарта специальности 0611- менеджмент. Важной особенностью учебника является его, ориентация на следующие новые принципы методического обеспечения образовательного процесса - концептуальная логика, визуализация, глоссарий, тестовая оценка качества усвоения материала, компьютерное сопровождение мультимедийного типа.
Учебник может быть использован студентами, слушателями, аспирантами и преподавателями, а также для самообразования. Также он весьма удобен в организации дистанционного образования, принципам которого соответствуют все атрибуты его построения - схемы, тест, диск, тематика для самостоятельной работы.
Все права защищены! Ни одна часть данной книги не может быть опубликована, воспроизведена или размножена любым другим способом без разрешения владельца авторских прав.
ISBN 5-89645-014-1
© Коротков Э.М., 2000.
© Издательско-консалтинговая компания "ДеКА", 2000.
Введение 7
Раздел I Исследования в современном менеджменте 8
Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 9
1.1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.2. ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 10
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.4. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 11
Tема 2. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 12
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ 12
2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 13
Раздел II. Методология исследования систем управления 14
Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 14
3.1. Методология исследования: понятие и практическое содержание 14
3.2. Проблема в методологии исследования систем управления 15
3.3. Процессуально-методологические схемы исследования систем управления 18
Тема 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 20
4.1. Диалектический подход в исследовании систем управления 20
4.2. Принципы диалектического подхода к исследованию 21
4.3. Диалектические методы исследования 22
4.4. Сочетание различных подходов в исследовании 22
Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
5.1. Состав и использование общенаучных методов исследования 23
5.2. Конструирование определений 24
5.3. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления 25
5.4. Методы классификации, обобщения и типологии 26
5.5. Методы морфологического анализа 29
5.6. Методы доказательства 31
5.7. Методы моделирования в исследовании систем управления 33
5.8. Полемика как метод исследования систем управления 33
5.9. Общенаучный метод экспериментирования 35
Тема 6. Системный подход в исследовании управления 35
6.1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия "система" 35
6.2. Система управления как объект исследования 36
6.3. Основные принципы системного подхода 38
Тема 7. Специфические методы исследования систем управления 40
7.1. Состав и классификация специфических методов исследования систем управления 40
7.2. Методы изучения документов 41
7.3. Методы социологических исследований управления 41
7.4. Метод экспериментирования "деловая игра" 41
7.5. Методы тестирования 43
7.6. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления 44
7.7. Метод исследования взаимодействия факторов 46
РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 47
Тема 8. Программа и план исследования 47
8.1. Программа исследования: структура, разработка и содержание 47
8.2. Планирование исследования систем управления 47
Тема 9. Формы и факторы организации исследования 49
9.1. Организация исследования: условия, требования, виды 49
9.2. Технологии исследования систем управления 50
9.3. Консультирование как форма организации исследования систем управления 52
9.4. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления 53
9.5. Формирование интегрального исследовательского интеллекта 54
9.6. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта 57
Раздел IV. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 59
Тема 10. Диверсификация исследования 59
10.1. Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее, будущее 59
10.2. Состав и система диверсифицированных методов исследования 60
Тема 11. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления 60
11.1. Разнообразие методов творческого поиска решений в исследовании проблем 61
11.2. Интуиция в деятельности человека 61
11.3. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности 62
11.4. Выбор стратегии интуитивного поиска 62
Тема 12. Метод "мозгового штурма" 63
12.2. Использование метода "мозгового штурма" 64
12.3. Группа "мозгового штурма" 66
Тема 13. Метод синектики в исследовании управления 67
13.1. Понятие и идеи синектики 67
13.2. Операторы синектики 68
13.3. Формирование и деятельность синектических групп 71
Тема 14. Методы проектирования концепций 73
14.1. Проектирование концепции 73
14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии 74
14.3. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления 75
Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления 76
15.2. Режимы мышления 77
РАЗДЕЛ V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 79
Тема 16. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 79
16.1. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования 79
16.2. Исследовательский потенциал управления 79
16.3. Принципы обеспечения эффективности исследования 81
Тема 17. Фактологическое обеспечение исследования 83
17.1. Понятие факта и его роль в исследовании 83
17.2. факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов 84
17.3. Система фактов. Фактология 85
17.4. Фактология и научное обоснование явлений 85
Тема 18. Оценки в исследовании систем управления 86
18.1. Роль оценивания в исследовании систем управления 87
18.2. Принципы оценивания 87
18.3. Виды оценки параметров управления 88
18.4. Конструирование и использование показателей 89
18.5. Система показателей для исследования управления 90
Тема 19. Мышление исследователя 92
19.1. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 92
19.2. Типология мышления 93
19.3. Эффективное мышление исследователя 98
Тема 20. Креативное образование современного менеджера 100
20.2. Отличительные признаки креативного образования 101
20.3 Формулы образования менеджера 106
20.4. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера 106
Заключение 107
Тест по курсу "Исследование систем управления" 109
Схемы курса "Исследование систем управления" 112
Глоссарий 176
Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления 180
От автора
Среди дисциплин Государственного стандарта по специальности "Менеджмент" одно из центральных мест занимает дисциплина "Исследование систем управления". Она входит в цикл общепрофессиональной подготовки. Это новая дисциплина, по которой учебников пока еще недосточно.
Ее назначение и цель:
разбудить и развить у студента и слушателя, творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению;
дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего.
Такие цели может и должен преследовать учебник особого типа - учебник, учитывающий всю совокупность тенденций развития современного образования, все возможности повышения его эффективности и качества, все факторы позитивных и негативных изменений, происходящих в социально - экономическом развитии.
Именно таким и был задуман данный учебник. Отвечает ли он этим высоким требованиям? Судить Вам, уважаемый Читатель. Но мне хотелось бы прежде чем перейти к изложению учебного материала, дать некоторые пояснения, конкретизировать мое представление о современном и будущем учебнике (схема 1,2).
Во-первых, учебник должен быть ограничен определенным объемом. Это необходимо для: а) более ясного видения его логики, б) полноты проблематики, в) соответствия объему учебных часов, предусмотренных учебным планом, г) удобству использования в учебном процессе.
Во-вторых, стиль представления материала должен быть по возможности простым и ясным, четким и ритмичным. Но такой стиль не должен снижать глубины знаний и проблематичности материала. Он не является требованием представления только устоявшихся, а, следовательно, во многом устаревших знаний.
В-третьих, он должен расширять возможности восприятия материала. Существует множество способов получения учебной информации: прослушивание аудиторной лекции, общение и консультации с педагогом, чтение учебной литературы, анализ визуализированной информации (схем, рисунков, формул и пр.), работа с компьютерной обучающей программой или с консультационно-оценочными тестами, обсуждение проблем в группе (кейс-стади), обмен идеями, знаниями и опытом в дискуссиях и деловых играх.
Каждый из этих способов имеет преимущества. Эффект обучения достигается органичным их соединением и комбинацией. И это соединение определяется не только деятельностью педагога, но и всем учебно-методическим обеспечением процесса обучения.
Современный учебник, а тем более учебник будущего, должен обладать качествами вариабельности представления материала, мотивировать индивидуальный поиск наилучшего варианта получения знаний: текстовая информация или агрегированная в схемах и формулах, или, лучше, комплексное использование и того и другого; работа с книгой или с компьютерной программой обучения, или последовательное использование того и другого. Так возникает возможность индивидуального выбора технологии образования. Это большое преимущество.
В-четвертых, учебник должен не просто предоставлять знания, но будить мысль, развивать проблемное мышление, способствовать формированию профессиональных установок в виде убеждений, которые рождаются только в анализе реальных проблем и практическом подтверждении знаний, которые характеризуют практическую убедителы гость знаний и превращают их в рефлекторные установки профессионального сознания и профессиональной деятельности.
В соответствии с этими признаками первую часть данного учебника составляет текст, который излагается традиционным способом. Но и здесь предусмотрены четкое выделение основных положений и определений, аргументации. Структурированное предложение учебного материала дисциплинирует мысль, учит мыслить логично и четко. Каждую главу предваряет проблематика, которая предназначена для предварительного обсуждения практических проблем темы. Освоение этих проблем на уровне здравого смысла, осознания их значимости и актуальности. Это лучшим образом подготовит обучающегося к последующему восприятию материала. Процесс обучения во многих своих чертах превратится в систематизацию и углубление знаний, корректировку здравого смысла, понимание научного подхода к оценке проблемы и раскрытию ее содержания.
Второй частью учебника является набор схематичного материала. Все положения представленные в первой части здесь систематизированы по принципам агрегирования информации, систематизации, логики, обоснования. В схемах есть ссылки на страницы первой части, также как в тексте даются ссылки на схемы второй части. Каждая глава учебника дается в схематической трансформации. Схемы представляют собой не просто демонстрационный материал или схематическое приложение, дополнение к изложенному материалу первой части. Они представляют собой иной методологический ключ освоения курса. Все положения здесь представлены в определениях, взаимосвязанных факторах, системе принципов, классификации свойств и параметров, тенденциях объективных изменений. Многие схемы сопровождаются рубрикой "Вопросы к размышлению ".
Можно изучать курс только по схемам, если понять и освоить методологию такого обучения. Оно может быть весьма эффективным, ибо имеет множество достоинств. Среди них главными являются развитие способностей визуализированного и образного мышления, видение целостности и стремление к выделению главного, понимание связей в целостном представлении концепции. Такое обучение воспитывает чувство гармонии и развивает навыки проектного мышления, позволяет оценивать сочетание и соизмеримость факторов.
Третьей частью учебника является глоссарий, система определений ключевых категорий. Они помогают обучающемуся овладеть терминологией курса. Конечно, определения даются и в самом тексте. Без этого невозможно построить изложение учебного материала. Но нередко они утопают в рассуждениях и не концентрируют внимания обучающегося. А появляясь вторично, скажем в другой уже теме, они если не запомнились, вызывают неопределенность в восприятии материала. Но искать их возвращаясь в пройденный материал уже трудно. А обратясь в глоссарий, можно быстро восстановить определение этого термина и, тем самым, спять неопределенность.
Кроме того, на заключительном этапе освоения курса бывает весьма полезно "пройтись" по ключевым категориям. Ведь они являются несущей конструкцией всего курса, логическими звеньями его построения.
Четвертой частью учебника является компьютерная программа обучения. Она не является механическим перенесением текста учебника на экран компьютера. Она построена по собственным принципам, отражающим и особенности и преимущества работы с компьютером в процессе обучения.
Вообще компьютерное обучение имеет свои недостатки и достоинства. Рассмотрим сначала недостатки, которые влияют на формы, масштабы и способы использование компьютерного обучения в современной практике образования (схема 3).
1. Отсутствие человеческого общения и психологии восприятия учителя. Это лишает учебный процесс воспитательной составляющей, обедняет его человеческой мотивацией. Ученик хочет подражать учителю, радовать учителя своими успехами, ему необходимо чувство ответственности перед учителем.
2. Эмоциональная сухость и интеллектуальная жесткость процесса обучения. Эффективное восприятие материала всегда предполагает сочетание его понимания и переживания. Это одна из практических составляющих процесса обучения.
3. Отсутствие группового эффекта восприятия материала. В профессиональном становлении большую роль играют и социальные факторы, поведение в группе.
4. Нередко при обучении по компьютерным программам наблюдается и потеря второстепенных, но необходимых положений концепции. Программа в большинстве случаев акцентирует главное и не может оперативно учитывать частности и детали.
5. Контроль знаний по компьютерным программам является жестким. Он, как правило, исключает оценки характеристик индивидуальности и, следовательно, не ориентирован на самопознание обучающегося. А это важная компонента процесса современного образования.
6. Компьютерные программы мотивируют чувство отчужденности и тем самым влияют на формирование определенных профессиональных качеств. Для специальности "Менеджмент" это очень важный фактор. Вся деятельность менеджера построена на искусстве приобщения, адаптации, воодушевления работников.
7. Компьютерные программы ограничивают возможности оперативного корректирования структуры знаний, обогащения концепции, ее адаптации к характеру группы обучающихся.
8. Не всегда в компьютерных программах возможно использовать практические примеры, полемические приемы мотивации и убеждения.
9. При чрезмерной работе с компьютером возникает угроза здоровью.
Однако эти недостатки компенсируютсяпреимуществами компьютерных программ обучения. Рассмотрим и их последовательно и обстоятельно.
1. Компьютерные программы позволяют увидеть и понять логику построения курса, последовательного углубления материала, построения концепции. Это достигает посредством мультипликации в построении схем и всего визуализированного материала. Схема возникает не в готовом виде, а последовательно с учетом ее назначения и смысла строится на экране. При этом возможно участие обучающегося в процессе построения схемы. Это важный элемент работы.
2. Положительным качеством является и визуальность восприятия материала. Замечено, что схематическая форма, а точнее визуальная информация, легче, быстрее и надежнее усваивается в процессе обучения. Оперирование образами повышает эффективность процесса обучения.
3. Компьютерная программа учит обучающегося четкости выражения мысли, определения категорий, логике мышления.
4. В технологии обучения с помощью компьютерных программ, могут использоваться различные режимы работы. Например, входное, промежуточное и выходное тестирование, переход к новой теме только при положительной оценке знаний предыдущей темы, учет времени работы с материалом каждой из тем и общего времени непрерывной работы на компьютере, выделение ключевых положений и возможность обращения в глоссарий, выбор программ по целям обучения.
5. Мотивирование и развитие системного мышления - также одна из особенностей компьютерных программ. Обучающийся находится постоянно в поле взаимодействий различных факторов и свойств, вынужден обдумывать характер этих взаимодействий. Компьютер дает не перечень принципов, функции и пр., как это часто делается в текстовом учебнике, а их систему, взаимосвязь, полноту.
6. Компьютер повышает эффективность и объективность контроля усвоения учебного материала. Этому помогают тестовые программы, которые могут быть очень гибкими и осуществлять многокритериальную оценку: уровня знаний, полноту, устойчивость, системность, практическую направленность и пр.
7. Важным фактором обучения является ритмичность образовательного процесса. И здесь компьютерные программы могут иметь определенное преимущество. Оценка ритмичности работы и рекомендации по ее достижению в виде консультационных советов. При больших перерывах можно давать дополнительные промежуточные тесты и по их результатам строить дальнейшую технологию обучения.
8. Компьютерные обучающие программы развивают навыки работы с компьютером. И это тоже большое благо в современных условиях информационного существования человека, повышения эффективности интеллектуальной деятельности.
9. Нельзя сбрасывать со счетов, что компьютерные образовательные программы при самых серьезных их целях, могут иметь и игровые элементы, привлекающие обучающегося.
Эти достоинства компьютерных программ обучения мы и попытались реализовать в четвертой части учебника.
Пятая часть учебника - тест, который можно использовать для самооценки освоения курса. Он дается также в виде компьютерной программы и это не случайно. Мы считаем, что компьютерный вариант теста позволяет более объективно оценить знания.
Предлагаемый тест можно рассматривать как практический пример составления теста, о котором идет разговор в главе, посвященной специальным методам исследования систем управления.
Но главное назначение этого теста помочь обучающемуся сделать самооценку освоения курса. Практика показывает, что очень часто у нас складывается ложное представление о собственных знаниях. Психология человека такова, что он склонен обольщаться собственными достижениями, опытом, знаниями. А инструментов достаточно точной оценки у него нет. Результаты экзамена если они не очень высокие, его нередко шокируют. Он восклицает: "Я же учил". Впрочем бывает, что и высокие результаты его удивляют. В экзаменах всегда присутствует элемент случайности, субъективный фактор, психология общения с преподавателем. Они часто искажают оценку. Кроме того экзаменационная оценка не показывает полноту знаний, их системность, устойчивость, творческое использование. Экзамены обычно ориентированы на репродукцию знаний, а не на их использование в процессе анализа, выбора с учетом определенных нюансов. Бодрый голос и уверенное поведение иногда производят на преподавателя больший эффект, чем содержание ответа.
Тест обладает многими преимуществами. Главное из них объективность и эффект самооценки. Вот почему мы решили в завершение курса дать тест на оценку его освоения. В компьютерном варианте он позволяет сделать многокритериальную оценку знаний и давать рекомендации консультационного типа "Обратите внимание на....".
Первые три части до определенной степени являются альтернативными. Но в практике обучения их следует использовать как взаимодополняющие друг друга. Это повышает эффективность освоения курса.
Учебник предназначен, конечно же, в первую очередь для студентов и слушателей, готовящихся получить специальность "Менеджмент". Учебный курс"Исследование систем управления" входит в Государственный стандарт этой специальности как обязательный курс профессиональной подготовки.
Но он будет полезен и работающим практикам, которые могут найти здесь много рекомендаций по исследовательской основе совершенствования управления.
ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ Работа по исследованию систем управления в организации проводится в... качество его реализации. 2. Относительно короткие сроки осуществления проекта характерны и...
Планирование в исследовании систем управления
ДокументОбл.: ООО НПЦ "Крылья", 2000. 2. Короткое Э.М. Исследование систем управления : Учебник. - М.: издательско-консалтинговая компания "ДеКа...
Методические указания по курсовому проектированию по курсу «Исследование систем управления» кафедра информационных технологий в экономике и бизнесе
Методические указания... ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Методические указания по курсовому проектированию по курсу «Исследование систем управления ... букв, например GENE, короткие имена, состоящие из 5 ... выходят из более короткой очереди, затем...
Программа дисциплины исследование систем управления для направления 521500 Менеджмент (второй уровень высшего профессионального образования бакалавриат) Москва 2000 г
Программа дисциплиныСтудентов в виде коротких контрольных работ в ходе... исследования систем управления 2 2 2 Тема 7 Логический аппарат исследований систем управления Раздел III. Конкретные методы исследования систем управления 6 4 10 Тема 8. Исследование управления ...
Антикризисное управление. Беляев А.А., Коротков Э.М.
2-е изд. - М.: 2011. - 311 с.
В учебнике рассматриваются необходимость, актуальность антикризисного управления, его предмет, функции и принципы. Отмечается роль кризисов в развитии и функционировании социально-экономических систем, анализируются методологические проблемы разработки, применения методов и средств антикризисного управления. Большое внимание уделяется прогнозированию и оценке кризисов в процессах управления, разработке стратегии антикризисного управления. Приводятся анализ процедур банкротства предприятий, зарубежный опыт антикризисного управления.
Для студентов заочного обучения управленческих специальностей, слушателей бизнес-школ, предпринимателей. Книга может быть полезной для лиц, самостоятельно изучающих проблемы антикризисного менеджмента.
Формат: pdf
Размер: 1 ,8 Мб
Скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 3
Раздел I Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития 4
Глава 1. Антикризисное управление как научная и учебная дисциплина 5
1.1. Необходимость и актуальность антикризисного управления 5
1.2. Антикризисное управление как особый тип управления 8
Глава 2. Роль кризисов в развитии социально-экономических систем 15
2.1. Понятие «кризис» в развитии социально-экономических систем 15
2.2. Причины и типология кризисов 17
2.3. Человеческий фактор и кризисы 21
Глава 3. Социально-политические кризисы 24
3.1. Сущность и содержание социально-политического кризиса 24
3.2. Стадии развития социально-политического кризиса 25
Глава 4. Кризисы и безопасность развития 30
4.1. Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности 30
4.2. Показатели (индикаторы) экономической безопасности применительно к
производственному предприятию 34
4.3. Основные направления совершенствования управления экономической
безопасностью страны. 36
Глава 5. Кризисы в развитии организации 41
5.1. Организация как структурный элемент общественной системы 41
5.2. Возникновение и распознавание кризисов организации 43
5.3. Этапы циклического развития организации 46
Раздел II Формирование и проявления антикризисного управления 51
Глава 6. Основные проблемы разработки и применения средств антикризисного
управления 52
6.1. Методологические проблемы разработки, применения методов и средств
антикризисного управления 52
6.2. Организационно-управленческие проблемы предотвращения и преодоления кризиса
54
Глава 7. Основные факторы повышения эффективности антикризисного управления
57
7.1. Понятие и критерии эффективности антикризисного управления 57
7.2. Пути и факторы повышения эффективности антикризисного управления 58
Глава 8. Прогнозирование и оценка кризисов в процессе управления 63
8.1. Прогнозирование и классификация прогнозов 63
8.2. Этапы прогнозирования кризисных ситуаций 67
8.3. Принципы и методы прогнозирования кризисов 70
Глава 9. Реструктуризация организаций как антикризисная мера 75
9.1. Понятие и виды реструктуризации 75
9.2. Реструктуризация систем управления организацией 78
Глава 10. Стратегия антикризисного управления 82
10.1. Методологические подходы к определению стратегии управления 82
10.2. Разработка стратегии антикризисного управления 84
Глава 11. Процедуры банкротства 92
11.1. Банкротство и его основные признаки 92
11.2. Основные процедуры банкротства 95
11.3. Банкротство градообразующих и сельскохозяйственных организаций 104
Раздел III Механизм антикризисного управления 109
Глава 12. Инновации в антикризисном управлении 110
12.1. Понятие «антикризисные инновации» 110
12.2. Определение инновационных приоритетов со средой окружения фирмы 113
12.3. Процессные антикризисные инновации 116
12.4. Инновации в управлении персоналом 118
12.5. Антикризисные инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками
122
12.6. Продуктовые инновации 126
Глава 13. Совершенствование организационных структур в антикризисном
управлении 132
13.1. Тенденции развития организационных структур 132
13.2. Формы организационного оздоровления предприятий в процессе антикризисного
управления 137
Глава 14. Антикризисное управление в условиях риска 149
14.1. Антикризисное управление и риски 149
14.2. Классификация рисков в процессах антикризисного управления 152
14.3. Способы минимизации потерь и убытков в процессах антикризисного управления
156
Глава 15. Контроллинг как система предупреждения и профилактики кризисов в
организации 164
15.1. Становление системы контроллинга 164
15.2. Принципы контроллинга 166
15.3. Специфические функции контроллинга 168
15.4. Служба контроллинга в системе управления организацией 172
Раздел IV Человеческий фактор сотрудничества в антикризисном управлении 177
Глава 16. Человеческий капитал антикризисного управления 178
16.1. Научное содержание понятия «человеческий капитал» 178
16.2. Человеческий капитал и управление социально-экономическими процессами 184
16.3. Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления 190
16.4. Управление развитием человеческого капитала как фактор антикризисного
развития организации 192
Глава 17. Арбитражный управляющий: требования, обязанности, права и
ответственность 196
17.1. Профессиональные и социально-нравственные требования к арбитражному
управляющему 196
17.2. Основные права, обязанности и ответственность арбитражного управляющего
198
17.3. Требования к профессиональным способностям арбитражных управляющих 205
Глава 18. Корпоративное управление как фактор устойчивого развития
организации 208
18.1. Корпорация как объект управления 208
18.2. Основные условия эффективного корпоративного управления 213
18.3. Корпоративная культура как потребность антикризисного управления 217
18.4. Факторы проявления и изменения корпоративной культуры 219
18.5. Принципы формирования корпоративной культуры 222
Раздел V Антикризисное управление и процессы общественного развития 227
Глава 19. Государственное регулирование и антикризисное управление 228
19.1. Социальное государство как субъект регулирования
социально-экономических процессов 228
19.2. Государственное регулирование экологических и социальных процессов 231
19.3. Деятельность государства по совершенствованию правовых аспектов
антикризисного управления 238
Глава 20. Социальная и нравственная ответственность антикризисного
менеджмента 246
20.1. Особенности менеджмента как социально-нравственного института 246
20.2. Понятие «социальная ответственность» менеджмента организации 248
20.3. Нравственная ответственность в антикризисном менеджменте 253
20.4. Пути повышения социальной и нравственной ответственности менеджмента 256
Глава 21. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта - программа вывода американской
экономики из кризиса 259
Глава 22. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда 266
Глава 23. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период
(1945-1952) 271
Глава 24. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой
рыночной экономикой 284
Глава 25. Опыт эффективного управления в ведущих зарубежных фирмах 291
25.1. Принципы управления, используемые в ИБМ 291
25.2. Деятельность Ли Якокка по созданию антикризисной команды 300