Информационные технологии в правовой сфере. Применение информационных технологий в юриспруденции. Правовая информация и функциональные информационные системы государственно-правового характера

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Письменное контрольное задание

Информационные технологии в юридической деятельности

Новосибирск 2014г.

1. Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Обеспечение информационной безопасности РФ

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

Список использованных источников

Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Права граждан на доступ к информации государства регулируются рядом действующих нормативных правовых актов, а также являются в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся в обществе законопроектов.

Рассмотрим основные принципы технологического обеспечения и регулирования доступа граждан к информации государства:

"Концепция государственного учета". Согласно данной концепции, хранить и собирать информацию можно только в соответствии с нормативными актами. Неофициальное хранение и неофициальный сбор государству запрещен. В данной концепции определены требования и принципы для хранения, сбора и предоставления информации государства. А так же определены принципы получения информации непосредственно из систем государственного учета, который осуществляется на основании идентификации получающего информацию лица.

"Концепция информационного регулирования". Согласно данной концепции, информация может быть с ограниченным кругом доступа или правом получения которой обладают любые лица.

"Концепция обеспечения доступа граждан к информации государства". В данной концепции установлены требования к предоставлению информации неопределённому кругу лиц в тех случаях, когда законодательство определяет предоставляемую информацию как информацию, правом получения которой обладают любые лица.

Часть государственной информации систематизируют и собирают государственные органы, а часть порождается самими государственными органами и используется непосредственно в процессах административного управления.

Права доступа граждан к различным типам информации могут различаться. Доступ к учетной информации, которая содержит персональные данные определенных лиц, как правило, ограничен. В свою очередь, граждане имеют право на доступ к информации о самом государстве, о его деятельности (включая административную информацию). Исключение составляют специальные случаи отнесения данной информации к информации с ограниченным доступом.

Рассмотрим цели предоставления доступа:

Обеспечить юридическую силу информации. Информация государства должна быть пригодна для использования гражданами при защите своих прав и свобод. Одним из обязательных этапов придания юридической силы нормам любого регулирования является публикация.

Обеспечить потребности управления. Предоставление гражданам доступа к информации (в основном - к информации, связанной с правами и обязанностями граждан) является способом повлиять на поведение людей путём доведения управленческих решений, принятых органами власти и управления в сферах их ведения, до сведения тех, кому они предназначены. Как правило, индивидуальные или нормативные правовые акты приобретают юридическую силу лишь после того, как лица, к которым применяются вводимые ими нормы, ознакомятся с ней.

Обеспечить информированность граждан. Предоставление в распоряжение граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, необходимо для принятия гражданами решений по вопросам, входящим в круг их интересов.

Обеспечить прозрачность государства. Предоставление гражданам возможности получить информацию о деятельности государства необходимо для функционирования всех демократических механизмов государственной власти, а также для механизмов гражданского контроля деятельности государства.

Следует отметить, что обеспечение доступа граждан к правовой информации влияет на соответствие административных решений требованиям граждан. Прозрачность государства можно обеспечить только с помощью прозрачности информации государства для его граждан.

Необходимость идентификации получающего доступ к информации государства лица регламентируется законодательством, ограничивает или предоставляет права граждан на получение информации.

Согласно "Концепции информационного регулирования" различают два вида доступа к информации.

Доступ к информации на основании предварительной идентификации лица, которое получает доступ. Здесь идет речь о доступе к любой информации с ограниченным кругом доступа. Например, к информации, которая содержит государственную тайну или персональные данные.

Идентификация необходима для получения определенным лицом информации, которая имеет непосредственное отношение к этому лицу. Иными словами, когда граждане или организации хотят получить доступ о них самих или когда административная информация может повлиять на их обязанности и права.

Кроме того, идентификация необходима для получения информации, которая необходима определенному лицу для исполнения его должностных обязанностей. Следует отметить, что использование данных одной государственной учётной системы для пополнения данных другой государственной учётной системы может использоваться только при наличии прямого законодательного дозволения такого использования. К примеру, данные о месте проживания не могут быть исправлены жилищными органами на основании данных медицинского страхования.

Необходимо идентифицироваться для получения информации, которая необходима аудитору и контролеру для проведения проверки деятельности органов государственной власти и управления.

Помимо всего вышеперечисленного, есть случаи доступа к информации, основанные на предварительной идентификации. В данном случае получить информацию может любое лицо, но только после идентификации.

К примеру, данная модель применима при организации доступа к адресам организаций и граждан (справочная служба). Информацию может получить любое лицо, но перед этим необходимо идентифицироваться. В свою очередь, тот, о ком наводились справки, может получить информацию о лицах, которым она предоставлялась.

Вторым видом доступа к информации является доступ, не требующий идентификации лица, его получающего. Для данного вида характерна информация, которую имеет право получить любой человек. В этом случае, предоставление информации является обязанностью государства.

Вне зависимости от вида доступа к информации, ее предоставление может быть осуществлено в следующих формах:

Устное предоставление информации

Предоставление информации в виде выписки, справки или другого печатного документа, который заверяется подписью ответственного лица

Предоставление информации в виде электронного документа, который обладает всеми необходимыми реквизитами

Предоставление информации в виде аудиовизуального электронного сообщения, которое содержит в записи всю необходимую информацию.

Доступ к информации государства может быть предоставлен следующими способами: путем опубликования в печатных изданиях, трансляции по радио или телевидению, размещения информации на стендах, плакатах и прочих общественно доступных местах, размещения в информационных системах, доступных через телефонную сеть, интернет или специальные точки доступа, а так же путем предоставления информации в виде печатного или электронного документа по запросу в месте расположения органов власти и управления.

Те способы, которые связаны с публикацией материала, доступны неопределенному кругу лиц. Некоторые из перечисленных способов требует определенной степени вовлеченности сотрудников органов власти и управления. В свою очередь, при размещении информации государства в информационных системах участие чиновника может сводиться к минимуму.

2. Обеспечение информационной безопасности РФ

Информационная безопасность РФ - это состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных социальных интересов государства, общества и личности.

Общие методы обеспечения безопасности РФ принято разделять на организационно-технические, экономические и правовые.

Правовые методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: разработка нормативных правовых актов, которые регламентируют отношения в информационной сфере, а так же нормативных методических документов, связанных с вопросами обеспечения информационной безопасности страны.

Рассмотрим наиболее значимые направления данной деятельности:

Внесение дополнений и изменений в законодательство РФ, которое регулирует отношения в области обеспечения информационной безопасности, с целью совершенствования и создания системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в законодательстве, а так же с целью конкретизации правовых норм, которые устанавливают ответственность за правонарушения, связанные с обеспечением информационной безопасности страны.

Законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между органами государственной власти субъектов и федеральными органами государственной власти РФ.

Принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, которые устанавливают ответственность физических и юридических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное искажение, копирование, использование, распространение недостоверной информации, а так же использованием в своих корыстных целях информации, которая содержит коммерческую тайну или является служебной.

Уточнение статуса средств массовой информации, иностранных информационных агентств и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи.

Определение статуса и правовое регулирование организаций, которые предоставляют услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории страны.

Создание правовой базы с целью формирования в России региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности РФ: совершенствование и создание системы обеспечения безопасности; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти; разработка, совершенствование и использование средств защиты информации, а так же методов контроля эффективности данных средств; создание систем предотвращения несанкционированного доступа к информации; выявление технических устройств и программ, которые представляют опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации, применение средств защиты при обработке, хранении и передаче информации; сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны; подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности и контроль за работой персонала в защищенных информационных системах.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ: разработка программ обеспечения информационной безопасности страны и определение порядка финансирования данных программ; совершенствование системы финансирования работ, которые связаны с реализацией организационно-технических и правовых методов защиты информации, а так же создание системы страхования информационных рисков юридических и физических лиц.

Основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов страны в информационной сфере определяет государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ.

Рассмотрим основные принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:

Соблюдение законодательства, Конституции РФ, общепризнанных норм и принципов международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ.

Открытость органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов, общественных объединений при информировании общества об их деятельности (с учетом тех ограничений, которые установлены законодательно).

Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их социального, политического или экономического статуса.

Производство программных и технических средств, которые могут обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, развитие отечественных технологий в данной области.

Таким образом, государство проводит анализ возможных угроз информационной безопасности, принимает меры по ее обеспечению, а так же организует работу всех органов государственной власти с целью нейтрализации данных угроз. Помимо этого, государство способствует предоставлению юридическим и физическим лицам доступа к информационным ресурсам и сетям, проводит необходимую политику в области защиты, экспорта, импорта информации, а так же организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности РФ.

При правовом обеспечении информационной безопасности РФ, следует соблюдать принципы законности, баланса интересов граждан, государства и общества. Таким образом, важнейшей задачей государства в области информационной безопасности является реализация конституционных прав и свобод человека, которые касаются различной деятельности в информационной сфере.

Рассмотрим основные элементы организационной основы обеспечения информационной безопасности российской Федерации. К ним относятся: Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти, государственные и межведомственные комиссии, которые создаются Президентом и Правительством, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы судебной власти, местного самоуправления, общественные объединения и граждане, которые согласно законодательству участвуют в решении задач обеспечения информационной безопасности страны.

Президент Российской Федерации руководит органами по обеспечению информационной безопасности страны и санкционирует их действия, определяет приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и меры по их реализации. Кроме этого, Президент формирует, упраздняет и реорганизует органы по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности формируют Палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Деятельность исполнительных органов власти координирует Правительство, которое так же предусматривает выделение средств, которые необходимы для реализации программ в области обеспечения информационной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают нормативные акты в области обеспечения информационной безопасности и обеспечивают исполнение законодательства и решений Правительства и Президента в данной области.

Государственные и межведомственные комиссии решают поставленные перед ними задачи обеспечения информационной безопасности. В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в данной области.

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют непосредственно с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства, решений Президента и Правительства в области обеспечения информационной безопасности страны. Кроме того, они вносят свои предложения, связанные с совершенствованием системы обеспечения информационной безопасности РФ. Правосудие по делам о преступлениях, которые связаны с информационной сферой, осуществляют органы судебной власти.

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Известно, что к основным функциям юриста относится подготовка шаблонов основных документов предприятия и юридическое сопровождение сделок. Следовательно, автоматизированное рабочее место должно включать в себя такие компоненты как:

методическое обеспечение - распорядительная и организационная документация, инструкции, обучающие и методические средства, методики определения эффективности, проектирования и создания приложений и др.

эргономическое обеспечение - предметы, средства, пространственно-структурная организация рабочего места, условия труда.

лингвистическое обеспечение - языки программирования, включая языки СУБД, визуальные средства реализации приложений, специальные языковые средства, языки разметки, а также средства поддержания дружественного диалога юриста с модулями АРМ и др.

программное обеспечение, которое поддерживает устойчивое функционирование работу приложений и аппаратно-программных средств.

Организационное обеспечение - организационная структура хозяйствующего субъекта и его подразделений, порядок взаимодействия с внешними организациями, соответствующие схемы управления.

Информационное обеспечение - информационное пространство конкретной предметной области в совокупности с инструментальными средствами поддержки его продуктивного функционирования.

Техническое обеспечение АРМ юриста есть совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных технических средств, которые предназначены для автоматизированной обработки информации, результаты которой используют в процессе принятия управленческих решений. Итак, АРМ включает в себя следующие виды аппаратуры:

средства непосредственной программной обработки данных (серверы, компьютеры)

периферийные устройства, которые обеспечивают ввод-вывод, документирование информации на различных носителях

устройства оперативной связи (передача информации к месту ее обработки и далее потребителям)

внешние запоминающие устройства (электронные библиотеки, хранилища данных)

технические средства телекоммуникационного доступа и связи, которые обеспечивают функционирование и организацию сетевой информационной системы, поддерживающей работоспособность АРМ юриста;

устройства, которые обеспечивают коммуникационное взаимодействие с технологическим оборудованием

периферийные устройства подготовки текста программ и данных на различных носителях без использования компьютера.

Основными компонентами информационного обеспечения являются:

распределенные и/или локальные базы данных и базы знаний как структурированные сущности централизованного накопления и корпоративного использования;

технологии, которые обеспечивают не избыточное хранение данных, средства и методы прямого доступа пользователей и/или приложений к информации, а также технологии, обеспечивающие независимость приложений от способа хранения данных.

Программное обеспечение, которое поддерживает функционирование РАМ, имеет иерархическую структуру. Операционная система может быть любой (Windows 95, NT, 2000-2003, ХР, и др.). Любыми могут быть и программные оболочки. Однако, они должны быть совместимы с соответствующей операционной системой.

Что касается инструментальных средств, то здесь могут применяться различные экспертные системы, системы управления базами данных, системы программирования и пр. Инструментальные средства, которые поддерживают АРМ, представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Компоненты инструментальных средств

На рисунке 1 видно, что программное обеспечение АРМ строиться по модульному принципу, каждый модуль соотносится с однородными функциями, выполняемыми по мере необходимости.

Интеллектуальные возможности АРМ, полноту реализаций функций управления, профессиональную направленность и эффективное использование возможностей аппаратуры определяет, как правило, программное обеспечение. Программные продукты АРМ должны предусматривать сохранность информации, гарантировать надежность функционирования, исключать несанкционированный доступ к данным, обеспечивать неукоснительную защиту информационных ресурсов и каналов.

Следовательно, в состав АРМ юриста необходимо включить личную информационную систему (органайзер), текстовый процессор, СУБД, программу электронной почты, Веб-браузер, специализированную справочно-правовую систему (к примеру, Гарант, Консультант Плюс и т.д.)

Лингвистическое обеспечение - это совокупность языковых средств, которые применяются для написания модулей, поддерживающих автоматизированный процесс управления и принятия решений. Помимо этого, должны быть языковые средства, которые предназначены для общения специалиста с компьютером. При этом, данный класс должен быть ориентирован на профессионального исполнителя. Основой общения специалиста с компьютером должен служить определенный набор терминов из лексических единиц конкретной предметной (юридической) области, а также описание способов, с помощью которых могут вводиться новые термины, заменяя или дополняя существующие. Так же должен быть упрощенный синтаксис для задания языковых конструкций разной степени сложности, включая разнообразные запросы.

Эргономическое обеспечение АРМ связано с созданием оптимальных условий труда юриста на рабочем места. Следовательно, основное внимание необходимо уделить созданию комфортных условий работы, учитывая, при этом все эргономические параметры. К таким параметрам принято относить: удобную для работы пространственную структуру рабочего места, оптимальный набор предметов и средств труда, нормальные условия труда (освещенность, уровень шума и пр.), соблюдение техники безопасности.

Методическое обеспечение АРМ включает в себя все необходимые документы, методики обучения, инструкции, обучающие средства, средства проектирования и пр.

Организационное обеспечение АРМ включает штатные расписания, инструкции, положения, схемы функционирования хозяйствующего субъекта и пр.

На сегодняшний день в основу функционирования АРМ положены понятия работы как основной единицы обработки информации и потока работ. Одним из главных достоинств АРМ является возможность максимального встраивания элементов новой информационной технологии в процесс управления (сложившийся, новый или трансформированный) без нарушения естественного хода выработки и принятия конструктивных управленческих решений. Программно-технические средства АРМ предоставляют пользователю-юристу возможность в режиме диалога с компьютером учитывать трудно формализуемые факторы путем отслеживания процесса обработки данных, при необходимости вмешиваясь в его ход и внося необходимые корректировки. При этом можно производить многократные расчеты, моделируя возможные варианты и реализуя различные ситуации, что повышает обоснованность и оперативность принимаемых решений.

4. Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

№КритерииСПС "ГАРАНТ"СПС "Консультант Плюс"1Поддержка операционных системWindows XP, Windows Vista, Windows 7Windows NT, Windows 95, Windows 98, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 72Сетевые версииФайл-сервер, клиент-серверФайл-сервер3Виды поискаПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словамПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словам4Количество реквизитов, по которым можно отыскать документ15 реквизитов12 для поиска по разделам "Законодательство", из них 7 общих для всех разделов5Поиск в нескольких базах данных одновременноДа, поиск можно осуществлять по любому количеству баз одновременно. Список документов будет единымТолько если пользователь находится в разделе "Законодательство" и в область поиска включена, хотя бы одна законодательная база. Результат поиска - отдельные списки документов для каждой базы.6СортировкаСортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения, сортировка по юридической силеКомплексная сортировка, сортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения7Наложение фильтра (дополнительных условий)Возможно (15 атрибутов (аналогично карточке поиска по реквизитам))Возможно, но только по одному атрибуту за раз и действует только для активного списка документов (либо для группы ИР, но при этом доступны только атрибуты "Название документа" и "Текст документа")8Сравнение двух списковВозможноНевозможно9Помещение в папкуВозможно (папки многоуровневые)Возможно (папки многоуровневые)10Перенос в WordДаДа11Сохранение в файлДа, форматы Windows текст, Dos текст, *.RTF, htmlДа, форматы *.txt (текст, текст MS DOS, текст в кодировке Unicode), *.RTF12ПечатьДа Да 13Многоэкранный режим работыНе предусмотренПредусмотрен14Вставка комментариев пользователяДаДа15Расширенная интеграция с MS OfficeСпециальная панель "Гаранта" в текстовых редакторах Word, Open Office и в почте Outlook позволяет, не отрываясь от решения текущих задач, искать необходимые документы, открывать систему или отдельные ее разделы, а также ставить ссылки в своих письмах и текстах на материалы из "Гаранта".Интеграция с MS Office реализована с ограниченными возможностями.

Список использованных источников

правовой информация безопасность российский

1.Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. пособие / П.У. Кузнецов, А.А. Стрельцов, А.В. Морозов и др. - Юрайт-Издат, 2012. - 422 с.

2.Чубукова С.Г. Основы правовой информатики: (юрид. и мат. вопр. информатики): учеб. пособие для студентов юрид. и иных вузов / С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М. М. Рассолова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Контракт: Инфра-М, 2009. - 276 с.

Тихомиров С.Г. Информационно-справочные правовые системы. Правовая информатика: учеб.-практ. пособие / С.Г. Тихомиров, О.Н. Нишонов и др. - СПб.: Издательство "Кодекс", 2004. - 144 с.

ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/.

КонсультантПлюс. Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Технологический прогресс и правовая наука

Современный этап истории развития человечества нередко называют «информационным веком». Такое название получено неспроста: активное развитие средств массовой коммуникации, процессы глобализации, совершенствование техники и технологий привели к созданию технологий, позволяющих практически мгновенно передавать информацию в любую точку земного шара.

Юридическая наука и правоприменение, будучи важнейшими сферами знания и человеческой деятельности, не могли остаться в стороне от прогрессивных процессов. Существующие технологии позволяют оптимизировать правотворческую и правоприменительную деятельность , экономить материальные и временные ресурсы на получение новых знаний и сведений.

Замечание 1

Таким образом, в работе современного юриста информационные технологии играют огромную роль, поскольку благодаря им существует возможность максимально оперативно получать актуальные сведения о нормативно-правовых актах и их содержании, использовать текущие статистические данные, требуемые для решения конкретной задачи.

Говоря более детально, можно выделить конкретные группы инструментов, использование которых в современной юриспруденции стало возможным исключительно благодаря развитию информационных технологий.

Применение информационных технологий в юриспруденции

    Во-первых – справочные правовые системы, работа с которыми предоставляет возможность получения доступа к актуальным редакциям нормативно-правовых актов в любое время и в любом месте. Без преувеличения, создание и массовое внедрение справочных систем можно включить в число ключевых результатов развития информационных технологий в юридической сфере, поскольку ранее систематизация источников правового регулирования многообразия существующих в обществе правовых явлений и процессов требовала колоссальных затрат ресурсов и времени, причем поиск необходимой информации, даже внутри систематизированного массива данных, зачастую, занимал немалое время.

    Во-вторых – автоматизированные информационные системы. В отличие от справочных, доступ к которым неограничен, автоматизированные информационные системы обладают большей спецификой своего содержания, поскольку используются, например, для систематизации деятельности о розыскных мероприятиях, специальных экспертизах, и, таким образом, подлежат исключительно служебному пользованию. При этом их использование является важным аспектом оптимизации деятельности профильных служб, что, в конечном итоге ведет к повышению эффективности их деятельности.

Кроме того, развитие информационных технологий привело к созданию множества электронных устройств, функции которых, не предназначаясь первоначально для юридических целей, в настоящее время активно используются юристами.

Пример 1

В частности, активно применяются устройства, позволяющие фиксировать на электронном носителе необходимые сведения, имеющие, в том числе, доказательственное значение: фото- и видеокамеры, микрофоны, диктофоны и т.д.

Также, к числу рассматриваемых устройств следует отнести системы видеоконференцсвязи, использование которых на судебных стадиях рассмотрения дел позволяют, при необходимости, обойтись без непосредственного присутствия участников процесса в зале суда.

Таким образом, может быть сделан абсолютно справедливый вывод об огромной роли информационных технологий в современной юриспруденции: благодаря им совершенствуется процесс поиска и установления информации, оптимизируется деятельность правоприменительных органов, появляются новые технологии доказывания и т.д.

Информационные технологии в юриспруденции

Успешно изучив материал, Вы будете знать :

    информационные технологии (ИТ), реализующие информационные процессы;

    понятие юридической автоматизированной информационной системы (ЮАИС);

    ИТ, которые могут составлять основу построения ЮАИС;

    подходы к классификации ЮАИС;

    принципы взаимодействия и объединения (интеграции) ИТ в ЮАИС;

    основы организации ЮАИС;

    назначение автоматизированного рабочего места юриста как средства реализации ИТ;

    понятие интегрированных ИТ, включаемых в АРМ юриста.

После изучения данной темы Вы будете уметь :

    различать и классифицировать ИТ в юриспруденции;

    ориентироваться в подходах к использованию ИТ в юриспруденции;

    отличать ИТ, которые могут составлять основу построения ЮАИС;

    разбираться в свойствах ЮАИС;

    отличать персональные и многопользовательские ЮАИС;

    ориентироваться в принципах взаимодействия и объединения (интеграции) ИТ в ЮАИС;

    определять назначение автоматизированного рабочего места юриста как средства реализации ИТ.

После изучения материала Вы будете обладать навыками :

    выбора информационных технологий для решения различных задач в области юриспруденции.

Основные понятия к теме 2

Автоматизированное рабочее место

Юридическая автоматизированная информационная система

Особенности юридической автоматизированной информационной системы (ЮАИС)

Юридические автоматизированные информационные системы (ЮАИС) обладают следующими особенностями :

    в ЮАИС параметры результата формируются и задаются в виде определенной цели (задачи) гораздо раньше, чем достигается результат, т.е. промежуток между постановкой задачи и получением результата достаточно велик;

    в ЮАИС не обязательно, чтобы значение цели совпадало со значением полезного результата, т.е. одной цели соответствует множество значений полезного результата.

Информационные технологии - основа построения юридических автоматизированных информационных систем

Информационные технологии (ИТ) тесно связаны с ЮАИС.

ИТ представляет собой последовательность выполняемых технологических операций, этапов, действий разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИТ заключается в том, чтобы в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя результирующую информацию (рис. 2.1
).

ЮАИС является средой, составляющими элементами которой являются технические средства, компьютерные сети, языки программирования, средства разработки приложений, прикладные программные продукты, базы данных, люди и т.д.

Основная цель ЮАИС - организация хранения, обработки и передачи информации. Реализация функций ЮАИС невозможна без знания ориентированных на нее ИТ. Следует отметить, что определенные ИТ могут существовать и вне ЮАИС.

Программные средства обработки юридических документов

Работа юриста связана с созданием и обработкой больших объемов текстовой информации. С текстовыми редакторами вы познакомились в курсе Информатики. Здесь мы рассмотрим другие ИТ обработки текстовых документов.

Автоматизированное рабочее место юриста как средство реализации информационных технологий

В процессе деятельности юриста могут применяться как отдельные ИТ, так и их совокупность, объединенная в юридическую автоматизированную информационную систему. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, которые поддерживают выполнение целей лица, принимающего решение (ЛПР) , реализуется на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ) .

С появлением персональных компьютеров стало возможным установить их непосредственно на рабочее место юриста и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста.

Размещенный на рабочем месте персональный компьютер, который оснащен программными и техническими средствами для реализации профессионально ориентированных функциональных и обеспечивающих информационных технологий, называют автоматизированным рабочим местом (АРМ) .

АРМ предназначены для поддержки принимаемых решений. АРМ специалистов обычно интегрируются в единую многоуровневую вычислительную сеть.

АРМ юриста представляет собой некоторую часть юридической автоматизированной системы, причем ее вид и функции зависят от служебных обязанностей юриста, для которого она предназначена. Какая именно ее часть закрепляется за тем или иным АРМ, определяется, прежде всего, структурой организации. Совмещение функциональных ИТ с управленческой структурой позволяет создать распределенную систему решения предметных задач. Распределенность этих технологий между компьютерами может касаться либо хранимых данных, либо технологий их обработки.

АРМ юриста включает три основные компоненты :

    1) обучающую систему;

    2) комплекс ИТ;

    3) сервисные средства.

Для примера рассмотрим справочную правовую систему АРМ «Юрист», которая совмещает в себе хорошо организованную поисковую систему и средства аналитической работы над правовой проблемой. Сетевая версия продукта предоставляет возможности обмена наработками внутри рабочей группы.

АРМ «ЮРИСТ» является средством организации труда юристов, экспертов и обеспечивает полный цикл экспертно-аналитических работ в области анализа и систематизации законодательства, а также разработки и экспертизы нормативно-правовых документов. Указанная ЮАИС решает следующие задачи :

    постановка и регистрация задач в отдельных папках;

    сохранение аналитических результатов работы над каждой проблемой;

    регистрация окончательного решения по данной проблеме вместе со всей информацией, положенной в основу этого решения;

    обмен информацией между отдельными папками, в том числе с другими специалистами и организациями.

Информационные технологии расследования преступлений

Одним из направлений повышения эффективности расследования преступлений является использование в процессе следствия достижений новых информационных технологий, основанных на широком внедрении компьютерной поддержки принятия следователем решений о направлении расследования и производстве следственных действий.

Информационно-консультационные системы

Анализ случаев следственной практики, в которых следователями были допущены необоснованные аресты или привлечения в качестве обвиняемых, позволил выявить связь этих нарушений с целым рядом тактических ошибок и, соответственно, с возникновением сложных процессуально-тактических ситуаций.

Таких ошибок можно было бы избежать при широком использовании информационных технологий. Компьютерные системы поддержки процесса принятия тактических решений, позволяют сэкономить силы и средства, а самое главное - время на раскрытие преступлений в сложных ситуациях, требующих принятия многокритериальных тактических решений.

Информационно-консультационные системы позволяют сократить время поиска, выявить наиболее важные связи между событиями или подозреваемыми.

Специально ориентирована на выявление и моделирование связей в преступных группировках. Она позволяет фиксировать и информацию, отражающую их качественные характеристики (коррупция, родственные связи и т.д.). На основе этого анализа удается находить цепочки, идущие от непосредственных исполнителей к организаторам и заказчикам преступления.

Аналогичные системы разработаны для поиска преступников-«гастролеров». Например, на основе информации о преступлениях и административных правонарушениях проводит анализ более или менее устойчивых криминогенных связей (место жительства, работы, наличия знакомых) между местом совершения преступлений и местом жительства преступников. Такие системы позволили значительно оптимизировать процесс аналитической работы следователей по уголовным делам.

Одна из наиболее эффективно функционирующих систем основана на принципе «Модус операнди» (описание «почерка» преступления). На этой основе построена , предназначенная для раскрытия и расследования хищений денежных средств из закрытых хранилищ.

Обращение к системе «Сейф» позволяет:

    1) выдвинуть обоснованные версии о причастности к совершению преступлений конкретных лиц;

    2) выявить серии нераскрытых преступлений, которые могли быть совершены одним лицом или одной преступной группой.

Консультирующие программы позволяют в режиме диалога делать выводы, опираясь на экспертную систему. К таким программам можно отнести «Маньяк» (психологический портрет серийного преступника), «Время смерти». Консультирующие программы позволяют, например, получить консультацию о направлении ведения допроса («Методика познавательного допроса»).

Информационно-поисковые системы

В судебной экспертизе объектом исследований выступают тысячи разновидностей различных материалов, веществ и изделий, каждая из которых характеризуется множеством свойств и признаков. Традиционно в учреждениях судебной экспертизы создавались справочно-информационные фонды (СИФ) - собрания различных объектов, образцов оружия, боеприпасов, обуви, марок бензина, осколков фар и т. д. В настоящее время СИФы превратились в справочно-информационные системы, которые позволяют автоматизировать как процесс накопления информации, так и процессы поиска и анализа. К ним относятся, например, АИПС:

    «Металлы» - составы металлов и сплавов и области их применения;

    «Волокно» - характеристики текстильных волокон;

    «Марка» - характеристики автоэмалей;

    «Обувь» - характеристики подошв обуви;

    «Бумага» - составы материалов бумаг, их назначение, предприятия-изготовители,

    «Помада» - состав губной помады, номер тона и фабрика-изготовитель;

    «Узлы» - виды узлов.

Создаются банки данных ДНК как лиц, совершивших преступление, так и лиц, чья профессия связана с риском для жизни. Широко применяются системы распознавания образов, позволяющие идентифицировать отпечатки пальцев («Дактоэксперт», «Папиллом»), находить фотографию в базе данных по словесному описанию («Портрет») или по записям камеры наблюдения.

Измерительно-вычислительные комплексы

Измерительно-вычислительные комплексы используется для автоматизации сбора и обработки экспериментальных данных, получаемых в ходе физико-химических, биологических и других судебно-экпертных исследований.

В последние годы в учреждениях широко применяются:

    программы сбора и обработки первичной информации, поступающей с приборов (например, «Газхром»);

    программы для решения идентификационных и классификационных задач (например, «Модель оружия»);

    программы для математических расчетов (например, «Контраст», «Бета»);

    программные комплексы для информационного обеспечения судебной экспертизы (различного рода поисковые системы, например, «Узлы»);

    программы для составления текста экспертных заключений в диалоговом режиме.

Разрабатывается АИПС по взрывам и пожарам. Она содержит информацию о причинах взрывов и классификации взрывчатых веществ, методы анализа и сравнения подобных случаев. Аналогичная система создана по взрывам и пожарам на промышленных предприятиях. В перспективе планируется создание интерактивных баз данных.

Автоматизированная система «Автоэкс-3» предназначена для использования в экспертных исследованиях по наездам транспортных средств на пешеходов. Программа позволяет проверять техническую возможность водителя предотвратить наезд, определять скорость, скоростной путь и другие параметры ДТП.

Для юристов разработан ряд имитационных обучающих систем, в которых моделируются как отдельные следственные действия (например, осмотр места происшествия), так и процесс расследования в целом: «Убийство», «Следователь», «Рэкет», «Мираж», «Плагиат», «Расследование изнасилований», «Прокурорский надзор» и пр.

Основные выводы

Последовательность операций с данными, хранящимися в компьютере, для получения необходимой для пользователя результирующей информации. - это среда, составляющими элементами которой являются технические средства, компьютерные сети, языки программирования, средства разработки приложений, прикладные программные продукты, базы данных, люди и т.д.

Персональный компьютер, реализующий совокупность профессионально-ориентированных функциональных и обеспечивающих информационных технологий и размещенный на рабочем месте, представляет собой автоматизированное рабочее место (АРМ) , назначение которого - информационная поддержка принимаемых решений.

Важную роль АИС играют и в расследовании преступлений. Среди них можно выделить информационно-аналитические, информационно-поисковые и информационно-консультационные АИС.

Информационно-поисковые АИС заменяют собой собрания различных объектов (волокон ткани, красочные покрытия разных марок автомобилей, пепла и т.п.)

Информационно-аналитические АИС обычно представляют собой измерительно-вычислительные комплексы, связанные с ПК, с помощью которых проводятся судебно-экспертные исследования.

Консультирующие программы позволяют в режиме диалога делать выводы, опираясь на экспертную систему. К таким программам можно отнести: «Маньяк» (психологический портрет серийного преступника), «Время смерти». Консультирующие программы позволяют, например, получить консультацию о направлении ведения допроса («Методика познавательного допроса»).

Имитационные деловые игры демонстрируют возникновение и развитие ситуации в зависимости от решений пользователя. Играющему предоставляется возможность уточнить ситуацию и выбрать действие.

Контрольные вопросы

    Что такое ИТ? Что такое ЮАИС?

    Какие ИТ применяются при обработке юридических документов? В каких программных продуктах реализованы эти технологии?

    Для чего используют АРМ?

    Какие программные средства используются для работы с текстовыми документами?

    Какие виды АИС используются в расследовании преступлений? Какие задачи они решают?

Юр. деят. – вид соц. деят., которой занимаются юристы с помощью юр. знаний и способов.

Информ. Тех. – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения инфы, и способы осуществления таких процессов и методов.

ИТЮД – новое интегральное направление в юриспруденции, которое занимается вопросами автоматизации, алгоритмизации и тех. Оснащения во всех видах юр. деят.

Применение:

1) Способы получения знаний

— Информ. Тех. по оптимизации юр. деят.

— ИПС (Попилон, Опознание, Учет нераскрытых преступлений)

— Информ. Тех., которые привносят новые знания. Информац. Подходы в следственной, оперативной работе.

2) По виду юр. деят.

— ИТ в правоприменительной деят.

— ИТ в правотворческой деят.

— ИТ в экспертной деят.

1. Объект, предмет, структура и основные методы информационных технологий в юриспруденции. Соотношение с другими видами юридических дисциплин информационного цикла.

Объект – любая инфа, имеющая либо потенциально могущая иметь правовое значение.

1) Инфа, имеющая прав. Знач.:

НПА, Договоры, Суд. Практика. Учебники, статьи и монографии по юриспруденции.

2) Инфа, потенциально могущая иметь прав. Знач.

Обычаи, Оперативно-розыскная информация.

Предмет:

1) Процессы сбора, преобразования, защиты, хранения, поиска и передачи правовой информации.

2) Средства автоматизированной обработки правовой инфы

3) Информац. Безопасность и система защиты правовой инфы.

Субъект:

1) В плане правотворчества – Президент, правительство, министерства и ведомства, органы местн. Самоуправ.

2) В плане употребления инфы – юр лица, РФ, субъекты РФ, муниципал. образования.

Методы:

Правовые (систематизация законодательства)

Методы информатики, математики и кибернетики (создание правовых баз данных, создание ИПС)

Тех. Методы (начиная от ПК, заканчивая средствами разведки)

Психолингвистические методы (Полусекретные методы)

Связь с дисциплинами:

Математика, информатика, ТГП, правохран. Органы, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

2. Политика РФ в области информационных технологий. Нормативные акты, регулирующие вопросы в сфере информационных технологий.

Законодательство в сфере информатизации – совокупность НПА, регулирующих области изготовления и потребления информации, информационных технологий и защиты информации.

Самый главный закон – Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации. Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года,

Регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации

Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.

3. Понятие информации и правовой информации. Признаки информации и правовой информации. Сведения и данные, их отличие от информации.

Информация – любые сведения, данные, передаваемые людьми устно, письменно, либо через другие объекты (органы чувств).

Определение Шеннона – Инфа есть не любое сообщение, а лишь то, которое уменьшает неопределенность у получателя этого сообщения.

Современное определение – Инфа есть возможность передачи энергии между формами, которые взаимодействуют.

Важное значение имеют Данные и Сведения , особенно в оперативно-розыскной деятельности.

Причины разграничения информации:

1) Каждому понятию соответствует свой источник (субъект)

2) На каждом этапе передачи инфы происходит потеря ценности инфы.

I этап – Знаки, символы, события. Их воспринимает преступник

II этап – Данные – передача сведений опер работнику в виде фактов – сведение закрепляются в виде доказательств с помощью следственных действий – в суде устанавливается сверх-информация (знания)

Свойства информации:

Идеальность,Преемственность,Неисчерпаемость,Массовость(доступность), Универсальность,Сжимаемость,Качество,Адекватность,Достоверность,Актуальность, Ценность, Полнота.

Правовая информация – совокупность всех документов, которые содержат юридически значимые сведения.

4. Структура правовой информации. Особенности структурных элементов.

1)Официальная прав. Инфа. (Нормативная прав. Инфа и Прав. Инфа индивидуального характера ).

2)Неофиц. Прав. Инфа.

Прав. Инфа индвидуал. Характера : Ненормативные указы президента (указ об амнистии, указ о назначении судьи); Приговор суда, Распоряжения правительства.

Неофициальная правовая инфа: Комментарии; монографии и учебники по праву, научные статьи ученых юристов

По уровню доступа прав инфа делится на:

1) Инфа ограниченного доступа : Гос. Тайна, коммерческая тайна, личная тайна, служебная тайна, проф. Тайна.

2) Общедоступная информация .

5. Понятие информационных технологий, их цель, методы.

Информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.

Цели информ тех:

1) Найти оптимальную совокупность процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления инфы, при которой достигается лучший результат

2) Качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя.

Методы:

Математические, Тех методы, информационные, кибернетические.

6. Существующие классификации (методов) информационных технологий. Информационные технологии по видам юридической деятельности.

Классификация:

1) Информ тех по видам юр деятельности.

2) С использованием программно технических средств.

АИС (Автоматизированные информационные системы):

АРМ, ИПС, СПС, Правовые порталы (Совокупность сайтов).

АРМ (Адвоката, прокурора, следователя, судьи, эксперта)

ИПС (Папилон, Опознание, Учет нераскрытых преступлений, портрет)

СПС (Консультант+, Гарант, Кодекс, Эталон, Юсис, Законодательство РФ)

Правовые порталы (Сайты судов общей юрисдикции, Сайты арбитражных судов, Сайты правоохран органов, Сайты экспертных учреждений, Сайты правительства РФ)

7. Интернет и СМИ – как особые технологии распространения информации и информации, имеющей правовое значение.

Интернет в наше время играет очень важную роль. Интернет сам по себе служит для людей одним единым каналом передачи информации. Он открывает больше возможности для сбора, хранения, обработки и передачи информации, как простой, так и правовой. В интернете существует множество порталов, через которые мы можем узнать актуальную и достоверную информацию. Тоже самое и со СМИ. Оно служит одним из основных источников информации в наши дни.

8. Правительственные программы в области информатизации: к онцепция «электронного государства», программы «электронная Россия» и «электронное правительство». Этапы выполнения программ.

Концепция электронного гос-ва:

1) Программа «Электронная Россия»

2) «Электронное правительство»

3) «Электронный документооборот»

4) «Электронная цифровая подпись»

Программа «Электронная Россия» была утверждена в 2002г. соответствующим постановлением правительства.

Цель: Обеспечение доступа к информации о деятельности и услугах гос. Власти, межведомственное взаимодействие и единый контроль над органами гос. Власти.

1) Создание программы «ЭП»:

Взаимоотношения между гос. Службами и гражданами

Между гос-вом и частными кампаниями

Между гос структурами и их сотрудниками

Задачи:

Постоянный доступ к информации в течение 24 часов, 7 дней в неделю.

Интерактивное заполнение различных форм документов

Дистанционное приобретение лицензий и разрешений

Дистанционная подача налоговых деклараций

2) Создание системы Электронного документооборота во всех гос. структурах.

3) Узаконивание ЭЦП. В 2002г. был издан федеральный закон о ЭЦП. Юридическую силу ЭЦП приобрела в 2007 году.

4) Создание интернет ресурсов государственных структур.

Этапы выполнения программы «Электронная Россия »:

1) 2007-2008гг. Создание информационных систем. Создание интернет ресурсов. Создание системы электронного делопроизводства. Создание криптографических программ для узаконивания ЭЦП.

2) 2009-2010гг. Запускается опытная эксплуатация информационных систем, интернет ресурсов. Приобретает юридическое значение ЭЦП.

9. Понятие электронного документооборота. Отличие электронного документооборота от электронного документа и электронного обмена данными.

Электронный документооборот – система ведения документации, при которой весь массив сохраняемых, передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в единую цепь.

Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Возможности:

1) Сократить время на регистрацию, учет и хранение документов

2) Обеспечить оперативный доступ к документам и отчетной информации

3) Сократить затраты рабочего времени сотрудников

4) Позволяет вечно хранить документы

5)Возможность редакции неограниченное число раз

Недостатки:

1) Возможность утраты информации, и её утечки (Прог тех сбой, утрата в результате действия 3 лиц)

2) Необходимость специальных познаний и навыков для работы с соответствующими программами и тех устройствами.

10. Электронная подпись. Удостоверяющие центры. Юридическое значение электронной подписи.

ЭЦП – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документам от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа и позволяющий идентифицировать владельца сертификата – ключа подписи.

Электронный документ, заверенный ЭЦП изменить невозможно. Электронный документ с ЭЦП имеет юридическое значение.

Как воспользоваться:

На каждый ПК отправителя и получателя устанавливается криптографическая программа. Для каждого юзера она генерирует индивидуальный ключ ЭЦП (Открытый ключ , который передают по переписке и Закрытый ключ.) – Ассиметричная криптография.

Чтобы обеспечить юридическую значимость документам, созданы Удостоверяющие центры – выдают и учитывают сертификаты, подтверждающие, что владельцем данного ключа ЭЦП являются физическое или юридическое лицо.

Как хранить электронные документы никто не знает.

Чтобы пользоваться ЭЦП в организации, сотрудники должны заключить между собой соглашений.

Если деловые партнеры получили ключи для ЭЦП в разных УЦ, то эти центры должны заключить между собой соглашение.

Не каждый документ можно заверить ЭЦП (Счета фактуры, Первичные бухгалтерские документы, Финансовые документы).

Документы, заверенные ЭЦП имеют полноценное письменное доказательство для:

Арбитражных, уголовных и административных судов.

В практике гражданского процесса ЭЦП значения не имеет.

При подаче документов с ЭЦП в суд, надежным будет заказать в УЦ экспертизу вашего документа, для получения письменного заключения о достоверности вашей ЭЦП.

При утрате закрытого ключа доказать факт воровства невозможно.

11. Понятие информационных процессов и их виды. Роль СМИ в реализации информационных процессов.

Информационный процесс в юр.деят. – процесс правового воздействия на общественные отношения.

Этапы:

1)Постановка целей регулирования в области права

2)Получение и восприятие поступающей правовой информации. Её регистрация, хранение и обработка.

3)Принятие определенного юридического решения

4)Передача и использование социально-правовой информации

Виды:

1)Согласно конституции, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,производить и распространять информацию любым законным способом.

2)Получение информации определенным кругом лиц или передача информации определенному кругу лиц.

Структура:

Источник – восприятие – преобразование – передача – обработка – хранение – тиражирование – распространение.

15.02.2016

Наш век недаром назван «информационным», ведь он характеризуется тем, что в жизнь человека плотно вошли современные технологии, которые глубоко интегрировались во все возможные сферы жизни общества. Можно даже сказать, что люди попали в своеобразную зависимость от своих гаджетов: не найдется человека, который в повседневной деятельности не пользовался бы планшетом, компьютером или мобильным телефоном.
Все эти технологии позволяют оптимизировать деятельность, сэкономить время и получить новые знания. Тому, какую роль современные технологии играют в деятельности юриста, посвящена данная статья.

Роль современных технологий в юридической деятельности

Информационные технологии играют огромную роль в работе юриста. Они помогают найти, обобщить актуальную правовую информацию, оперативно обменяться данными, предоставить необходимые сведения в судебные органы и т. д.

Благодаря информационным технологиям юрист может не только оперативно получать актуальные законодательные сведения . Они дают возможность быстро отыскать статистические данные , без которых подчас невозможно обойтись при решении различных вопросов. Кроме того, из интернета специалист может получить любые данные из смежных дисциплин.

Глубокая интеграция информационных технологий в юридическую деятельность приводит к ускорению процесса поиска и подготовки необходимой документации.

Справочные правовые системы

Говоря о роли информационных технологий в деятельности юриста, нельзя не упомянуть и широкое внедрение справочных правовых систем. Работа с такими системами дает юристу возможность получить доступ к последним редакциям правовых актов и документов.

Можно с уверенностью утверждать, что внедрение справочно-правовых систем стало важнейшим достижением информационной эпохи в контексте юридической деятельности.

В середине прошлого века был накоплен огромный массив данных, в связи с чем систематизация носителей представляла огромные сложности, а поиск необходимой информации мог занимать достаточно долгое время.

Когда начали развиваться информационные технологии, все данные удалось оцифровать и систематизировать. Первая справочная правовая система появилась в 1967 году в Европе, в СССР первая система была внедрена только спустя восемь лет. Первоначально доступ к советской базе был ограничен, однако в наше время появились системы, которыми могут пользоваться даже люди, не имеющие юридического образования.

Автоматизированные информационные системы

Следующим шагом стало появление автоматизированных информационных систем. Такие системы широко используются в юридической деятельности, позволяя проводить розыскные мероприятия, экспертизу и электронное доказывание.

В настоящее время идет работа над созданием автоматизированных рабочих мест и Единой информационной системы МВД, что позволит автоматизировать работу следователей.

Говоря об информационных технологиях в юридической деятельности, нельзя не упомянуть . В настоящее время он постоянно совершенствуется и дорабатывается.

Современный электронный документооборот представлен в двух формах: электронных доказательств и системы оценки этих доказательств.

Благодаря тому, что в настоящее время имеется возможность регистрировать информацию как о преступлениях, так и о совершивших их гражданах, имеется возможность оперативно оценить криминальную обстановку в любом регионе страны. Информация, которая содержится в системе учета, используется при раскрытии примерно 20% всех преступлений, совершенных на территории России.

Технические средства в юридической деятельности

Современные технические средства позволяют юристам фиксировать необходимые данные и добывать доказательства. Сюда можно отнести технику, позволяющую делать фотографии, а также вести видеосъемку или аудиозапись. Из современных разработок стоит выделить систему защиты свидетелей, которая представляет собой комплекс устройств, включающий в себя камеру, микрофон, систему изменения голоса и т. д.

Еще одним средством, облегчающим работу юриста, является видеоконференцсвязь, дающая возможность проводить рассмотрение дел без очного присутствия участников процесса.

В качестве доказательств при рассмотрении дел в суде нередко используются данные авторегистраторов и видеокамер круглосуточного наблюдения.

Резюмируя, можно сказать, что информационные технологии играют огромнейшую роль в современной юридической деятельности. Благодаря информационным технологиям удалось добиться ускорения принятия юридических решений, усовершенствован процесс поиска и систематизации доказательств, а юристы получили возможность в любой момент найти все необходимые сведения относительно актуальных законов и правовых актов.