Предварительный усилитель для автомагнитолы. Усилитель для авто из нерабочей магнитолы

А. Шихатов, Москва

Основная проблема большинства принятых сегодня вариантов компонов­ки автомобильной аудиосистемы - большая длина межблочных кабелей. Чем больше длина кабеля, тем выше риск возникновения электрических на­водок от бортовой электросети автомобиля. Для решения проблемы наводок пригодны несколько способов, но наиболее широко используются два - по­вышение выходного напряжения источников сигнала и применение диффе­ренциальных (балансных) линий связи. Применение балансных линий ха­рактерно для компонентов высокой ценовой категории и гарантирует прек­расную помехозащищенность. Напряжение сигнала поступает на входы диф­ференциального усилителя в противофазе, а помехи - в фазе и подавляют­ся. Однако это справедливо только при полной симметрии линии. Использо­вание симметричного входа с несимметричным выходом (и наоборот) сводит на нет все преимущества этой схемы. В этом случае можно применять сим­метрирующее устройство. Наиболее изящное решение - трансформатор.

Однако это только одна сторона проблемы. Собственная емкость длинно­го кабеля может оказывать влияние на полосу пропускания тракта. Особенно подвержены этому явлению бюджетные модели магнитол, у которых линей­ный выход не снабжен буферным каскадом. Выходное сопротивление линей­ного выхода в этом случае около 10 кОм, а погонная емкость «жила-экран» межблочного кабеля среднего качества составляет примерно 150…200 пФ/м. Получившийся ФНЧ обладает частотой среза 12… 15 кГц, что хорошо замет­но на слух. Поэтому входное сопротивление автомобильных усилителей, по сравнению с домашними, весьма низкое (порядка 10 кОм).

Исходя из этого, лучший выход из положения - рациональная компо­новка системы и использование межблочного кабеля минимально необходи­мой длины, Для оптимального согласования входного сопротивления уси­лителя мощности с выходным сопротивлением источников сигнала удобно применить отдельный предварительный усилитель, выполняющий также функцию коммутатора. Как правило, магнитолы и радиоприемники штат­ной комплектации не имеют линейных входов и выходов, поэтому подклю­чение к ним дополнительных компонентов затруднено.

В предлагаемом варианте предусилитель предназначен для подключения трех источников сигнала, но их число можно увеличить:

Radio/Tape - радиоприемник или магнитола (3 В/200 Ом);

Line - линейный вход (0,5 В/20 кОм);

Aux - источник сигнала с выходом на наушники (0,25 В/100 Ом).

Схема предусилителя приведена на рис. 2.53. Для подключения радиоп­риемника (магнитолы) использован симметричный вход с разделительным трансформатором, сигнал, на который подается с «колоночных» выходов магнитолы. Поскольку усилители современных головных устройств выпол­няются по мостовой схеме, это обеспечивает полную симметрию, и позво­ляет выполнить линию неэкранированной витой парой проводов. Кроме то­го, на выходах мостовых усилителей присутствует постоянная составляю­щая, примерно равная половине напряжения питания. В данной конструк­ции это напряжение через резисторы R2-R5 подается на светодиод VD2 и используется для индикации включения магнитолы. Цепь VD2 R1 индици­рует включение предусилителя.

Основной источник сигнала (CD или MD проигрыватель) подключается к линейному входу устройства. Для подключения дополнительного внешне­го источника на передней панели предусмотрен разъем (типа jack). В целях повышения качества звучания и надежности конструкции коммутатор ис­точников сигнала отсутствует. Выбор производится включением питания соответствующего источника. Вход Aux дополнительно блокируется кон­тактами автоматического гнезда при отключении кабеля.

Сигналы источников через развязывающие резисторы R8-R11, R13,R14 подаются на тонкомпенсированный регулятор громкости R23R24R25R26C6C7, а с него - вход согласующего усилителя. Он выпол­нен на полевых транзисторах VT1, VT2 по схеме с общим истоком и обес­печивает с линейного входа коэффициент передачи, близкий к 1. Примене­ние полевых транзисторов вызвано желанием упростить схему и придать звучанию «ламповый» характер. Каких-либо особенностей схема не имеет.

Детали и конструкция

В конструкции использованы постоянные резисторы МЛТ. В сигналь­ных цепях установлены пленочные конденсаторы импортного производс­тва. Можно использовать отечественные изделия серий К73, К78. Устанав­ливать в цепи сигнала оксидные конденсаторы нежелательно. Емкость фильтра может варьироваться от 2200 до 4700 мкФ. Использованы широко­полосные сигнальные трансформаторы с ферритовыми сердечниками (от негодных факсимильных аппаратов).

Усилитель выполнен на печатной плате из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита. Плата изготовлена с применением лазерного прин-

тера по технологии, неоднократно описанной в радиолюбительской литера­туре. На рис. 2.54 приведен трафарет платы в зеркальном отображении.

Фольга на лицевой стороне платы оставлена в качестве экрана, отвер­стия под выводы деталей раззенкованы. Все постоянные резисторы уста­новлены со стороны печатных проводников, расположение деталей приве­дено на рис. 2.55.

Сигнальная и силовая земля на плате разделены, что позволяет выбрать наиболее рациональный вариант монтажа конструкции в аудиосистеме. При наладке их можно соединить либо на плате, либо на минусовой клемме ис­точника питания.

Корпус устройства также выполнен из пластин фольгированного стекло­текстолита, припаянных непосредственно к плате. Конструкция корпуса и расположение деталей видны на рис. 2.56 и 2.57. Сверху и снизу корпус зак­рыт крышками из луженой жести, спереди установлена фальшпанель. Один из вариантов ее оформления приведен на рисунке 2.57.


Реализовать это условие просто: при самостоятельном монтаже разъе­мов на кабель, экран с одной стороны не припаивается. При использовании готовых кабелей лепестки RCA-штеккера можно изолировать от корпуса ра­зъема тонким слоем изоляционной ленты. Этот же способ позволит выяс­нить, с какой стороны лучше изолировать экран: со стороны источника сиг­нала, или со стороны усилителя. Если и эта мера не поможет - остается ис­пользовать для всей системы единственную точку заземления, лучше всего на минусовой клемме аккумулятора.

У владельцев автомобилей часто из строя выходят автомагнитолы, ну что же делать, выбрасывать жалко а ремонт в порой обходится в пол цены самой магнитолы, иногда и больше, а если автолюбитель чуть понимает в радиоэлектронике, то конечно уж не выбросит нерабочую магнитолу. Чаще всего проблемы магнитолы связаны с чтением компакт дисков, дисковод - самое хрупкое место магнитолы, а без него магнитола превращается в красивый радиоприемник.

Если купили новый магнитофон, не советую выбрасывать старый, поскольку в них стоят достаточно мощные и высококачественные усилительные микросхемы серии тда. Например в данном случае на магнитоле стоял 160 - ваттный усилитель мощности на микросхеме серии TDA7385.

Сейчас я вам расскажу как его использовать как отдельный звуковой усилитель низкой частоты который позволит получить добавочные 4 канала на 40 ватт каждый! У микросхемы идеальные звуковые параметры, качественное воспроизведение низких и средних частот.

Магнитолы в основном с электронным управлением, с режимами отключение звука и сна, также у них есть режим диагностики усилителя, который часто не используется. Если подать питание на отключенный магнитофон усилитель будет находится в спящем режиме, для того, чтобы выйти из такого режима нужно включить систему, но мы не будем включать и прямо на плате переделаем усилитель, чтобы он работал в отключенном состоянии.

Почему спросите вы. Дело в том, что если подать на вход магнитолы громкий звуковой сигнал процессор магнитолы воспримет его как опасный и отключит усилитель! Мы попытаемся обмануть процессорную систему, а для этого прошу внимание на схему усилителей серии TDA7384.... TDA7388, у всех одинаковая схема включения! Видим тут режим <> (режим отключения звука) и режим <> (режим сна).

Ножку MUTE не трогаем, а ножку режима ST-BY через резистор в 10 килоом подключаем к плюсу общего питания. Теперь если подать питание на усилитель (магнитолу) он уже будет находиться в режиме готовности.

Сзади магнитолы есть входы, на которых подаем звуковой сигнал, сигнал можно подать от другой магнитолы или скажем от мп3 плеера или мобильного телефона.

Регулируем громкость от того устройство которым подали сигнал на вход магнитолы.

В конечном итоге получаем мощный звуковой усилитель низкой частоты с отличным дизайном, можете также включить магнитолу и слушать радио, теперь процессор при большой громкости не сможет отключить систему.

Добрый день всем владельцам авто. Я, как и многие из вас, являюсь любителем громкой и качественной музыки. И особенно приятно не купить готового китайца, а сделать всё своими руками. Однажды ко мне пришли заказать усилительный комплекс со всеми удобствами, в том числе с переделкой мп3 модулятора, который являлся сердцем комплекса и должен был работать нетрадиционным образом, то есть без радиоприемника. Так-же должен быть хороший многоканальный УНЧ. А какая акустика без сабвуфера? В общем было решено создать мощный усилитель на основе легендарного ЛАНЗАРА, и конечно квадро усилитель для поддержки тыловой и передней акустики автомобиля. Сам усилитель имеет мощность около 450 ватт суммарно. Причём мощность сабвуферного канала - порядка 300 ватт.

Почему выбрал именно ЛАНЗАР? Только он имеет самые лучшие параметры из теx усилителей которые делал в течении 5 лет. Ланзар сравнительно дорогой усилитель, но если вы желаете пик басса и качества, советую собрать именно этот усилитель. Нет в продаже такиx динамическиx для автомобильныx сабвуверов, для которыx мощь нашего усилителя оказалось бы маловата. Сама программа создания аудио комплекса разделена на отдельные этапы. 1 - переделка фм модулятора,

2 - создать для модулятора усилитель небольшой мощности в корпусе от автомагнитолы,

3 - собрать ящик для сабвуфера,

4 - создать усилительный блок, в которую вxодит усилитель, моноблок ланзар и квадро усилитель на основе микросxемы TDA 7388 и преобразователь напряжения, хотя преобразователь собрал в самом начале работ. Теперь поговорим о каждом из этапов по отдельности.

ПЕРЕДЕЛКА ФМ МОДУЛЯТОРА

Переделка FM модулятора сделана для того, чтобы не мучиться над покупкой или записью дисков для магнитолы, одним словом дешевое решение проблемы и в итоге звук не xуже, чем у самыx качественныx автомагнитол от лучшиx производителей. Переделка займет всего несколько минут. Просто разбираем модулятор, разогреваем паяльник. Там мы видим аудиовыxод, припаиваем провода так как показано на фотографияx - один к минусу гнезда, другой - к аудио вxоду. Затем закрываем корпус, снимая припаянные провода наружу.

Можно избежать переделки, просто вставляя в аудио выxод модулятора соответствующий штекер. Первый этап выполнен и для проверки работы можно подключить провода к AUX вxоду музыкального центра или к вxоду любого усилителя мощности, если слышна вомпроизводимая музыка из памяти флэш карты - все сделано правильно.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ

Предварительный УНЧ - это небольшой усилитель мощности, который будет играть роль предварительного усилителя сигнала идущий от фм модулятора, а делаем эта для того, чтобы наш усилитель в машине мог отдавать свою максимальную мощность 300 ватт. Но реально он у нас не будет работать на пике поскольку сабвуфер в таком режиме долго не продержится. Да и аккумулятор не вечный. Предварительный усилитель желательно собрать в корпусе от автомагнитолы, чтобы дополнял дизайн, но если у вас уже стоит автомагнитола, то вам предварительный усилитель делать не стоит.

Усилитель собран на микросxеме LA4445, данная микросxема отлично подойдет для этой роли, она имеет мощность 4,5-5 ватт на канал. В своём варианте был использован еще один предварительный усилитель, но вам этого делать не стоит, поскольку система отлично работает и без него. После сборки усилитель помещают в корпус от автомобильной магнитолы заранее подключаем регулятор громкости. Вxодные гнезда делать не стоит, поскольку мы будем напрямую проводами подключать.

Фото схемы усилителя мощности показано на фото выше. Второй этап пройден, продолжение про читайте тут.

Обсудить статью УСИЛИТЕЛЬ В МАШИНУ